Найти тему

Премия Правительства Российской Федерации в области качества. Лидерство и устойчивое развитие организаций

Что дает отечественным предприятиям и организациям участие в конкурсе на соискание Премии Правительства РФ в области качества?

«Стандарты и качество», март 2024.
Рубрика: Вопрос эксперту. Автор: Татьяна САЛИМОВА.

На вопрос читателей отвечает д.э.н., профессор кафедры управления качеством, директор экономического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», ведущий эксперт конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества Т.А. САЛИМОВА.

Независимо от масштабов и сферы деятельности организации, она постоянно находится в поиске подходов, методов и инструментов, позволяющих устойчиво развиваться, быть конкурентоспособной. Одним из механизмов, способствующих решению данных задач, являются национальные конкурсы в области качества, базирующиеся на моделях организационного совершенства.

В настоящее время около 90 стран мирового сообщества проводят подобные конкурсы, выявляя лидеров в области качества. Данные конкурсы предполагают оценивание качества системы менеджмента с использованием инструмента самооценки по заранее заданному набору критериев, включающих организационные возможности и достигнутые результаты, а также ориентацию на долговременное применение модели организационного совершенства, основанной на принципах устойчивого развития.

Высшей наградой в области делового совершенства и качества процессов организации в нашей стране является Премия Правительства Российской Федерации в области качества, учрежденная в 1996 г. Она ежегодно присуждается на конкурсной основе за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества. За всю историю конкурса участие в нем приняли свыше 5 тыс. предприятий и организаций более чем из 80 регионов страны, более 400 из них стали дипломантами и лауреатами.

В книге С. Шайнберг «Крах «потемкинских деревень». История нескольких российских организаций на пути достижения мировых стандартов управления», изданной в начале 2000-х гг., достаточно подробно описаны история возникновения российского конкурса, его первая модель, результаты первых лет его проведения, включая вызовы, возможности и мотивы участников, а также кейсы первых лауреатов Премии. Интересно, что ключевыми факторами, повлиявшими на принятие пилотными организациями решения об участии в конкурсе, были как внутренние потребности в изменении процессов, структуры, мотивации персонала, так и внешние угрозы и требования (смена конкурентной среды, необходимость выполнять запросы потребителей, риск потери рынка и др.). Данные аспекты являлись отражением экономической и социально-политической ситуации в стране. Появление национальной премии в области качества стало важнейшим механизмом, позволившим не только выявить лидеров в сфере применения эффективных методов и инструментов менедж­мента качества, но и предоставить каждой организации возможность стать успешной, устойчиво развиваться, используя лучшие управленческие практики и подходы.

Совсем недавно был объявлен уже 28-й конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества. Модель Премии, механизм проведения конкурса, рекомендации по выполнению самооценки на протяжении всего периода ее существования изменяются и актуализируются исходя из потребностей и вызовов времени. Меняется и мотивация участников. С 2017 г. комплекс работ по организации и проведению конкурса осуществляет АНО «Российская система качества».

С позиции секретариата основными преимуществами, получаемыми от участия, являются:
• повышение эффективности процессов на основе независимой оценки со стороны высококвалифицированных экспертов;
• выявление сильных сторон и областей для улучшения;
• рекомендации по совершенствованию направлений деятельности;
• освоение моделей делового совершенства на основе лучших мировых практик;
• развитие конкурентоспособности всех отраслей на фоне непрерывного совершенствования и инноваций;
• улучшение показателей эффективности и клиенто­ориентированности организаций и органов власти;
• готовность к участию в международных проектах в области качества и делового совершенства.

Работая экспертом конкурса с 2000 г., я не раз задавала вопрос о мотивации участникам — представителям предприятий и организаций различной отраслевой направленности. «Повышение имиджа в глазах потреби­телей и партнеров», «получение внешней независимой оценки», «сравнение с лучшими», «повышение конкурентоспособности», «движение вперед», «успешная реализация стратегии», «применение эффективного инструмента самооценки» — наиболее частые ответы участников. На протяжении последних лет меня также волновал вопрос о том, как развиваются лауреаты прошлых лет, было ли участие в конкурсе «разовой акцией» или этапом устойчивого поступательного развития. Не претендуя на подробный анализ деятельности данных организаций, приведу лишь некоторые примеры из своей экспертной практики.

Мой первый опыт в этой сфере связан с удивительной организацией — Центральной бассейновой больницей Азово-Волго-Донского водного бассейна, лауреатом Пре­мии 2000 г. В 2002 г. она была выбрана базой для создания Южного окружного медицинского центра.

В 2004 г. здесь впервые среди медицинских органи­заций страны внедрили систему менеджмента качества. В своей работе специалисты центра опираются не только на значительный опыт клинической практики, но и на последние достижения в современной медицине. Пациентам предлагаются самые эффективные методики лечения и лучшее диагностическое оборудование. Центр по праву занимает высокое рейтинговое место в здравоохранении Южного федерального округа и общепризнанно является ведущим медицинским учреждением Юга России. Лидерство руководителей различных уровней управления, вовлеченность команды, четко выстроенные процессы, ориентация на потребителей — лишь некоторые сильные стороны организации, отмеченные экспертной командой еще в 2000 г. и развивающиеся в настоящее время.

Еще один пример — Тольяттинский государственный университет, лауреат Премии 2009 г. В 2011 г. он стал обладателем специального приза «Признание делового совершенства» Премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг, в 2018 г. — дипломантом, а в 2019 г. — вновь лауреатом Премии Правительства РФ в области качества. В 2019 г. университет также одержал победу в конкурсе профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп» Аналитического центра при Правительстве РФ в но­минации «Управление проектами в системе высшего образования и науки». Он участвует в федеральной программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и является опорным университетом Самарской области, центром инновационного и тех­нологического развития региона, соучредителем меж­регионального научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня «Инженерия будущего», разработчиком цифровой платформы взаимодействия центров компетенций НОЦ. Еще в 2009 г. эксперты отмечали в качестве сильных сторон вуза лидерство руководителя, четко выстроенные процессы, высокий уровень вовлеченности персонала, прослеживаемые и сейчас.

Экспертная деятельность позволяет познакомиться с уникальными предприятиями нашей страны. Одним из них в моей практике стало АО «Адмиралтейские верфи», основанное еще Петром I в 1704 г., дважды лауреат Премии (2000 и 2016 гг.). Основные направления его деятельности — проектирование, производство и модернизация судов и кораблей различных типов и классов (неатомные подводные лодки и глубоководные аппараты, спасательные суда и суда снабжения, уникальные танкеры, морская техника специального назначения). Предприятие входит в Объединенную судостроительную корпорацию, поступательно развиваясь, в т.ч. и на основе ключевых принципов модели Премии: лидерства руководителя, вовлеченности команды, четко выстроенных процессов, ориентации на результат, сочетания традиций и инноваций, баланса экономических, экологических и социальных составляющих в системе менеджмента.

В 2022 г. наш Национальный исследовательский университет им. Н.П. Огарева подал заявку на участие в конкурсе, успешно прошел все его этапы и стал лау­реатом. Впервые за много лет у меня появилась возможность уже со стороны участника применить модель Премии, принципы проведения самооценки, столкнуться с вызовами и оценить преимущества от участия, которые организация начинает получать уже при под­готовке отчета по самооценке своей деятельности.

На данном этапе происходят формирование команды и определение ответственных, обучение персонала под­ходам и методам менеджмента качества, знакомство с моделью, логикой RADAR[1]. Поскольку в данный процесс вовлекаются сотрудники различных подраз­делений, улучшаются командная работа, межфункциональное сотрудничество, обмен опытом. Составление отчета по самооценке позволило выявить причинно-следственные связи между состоянием дел в различных областях менеджмента, деятельности и процессах (например, между развитием партнерства и внедрением новых образовательных программ, стратегическим менеджментом и лидерством руководства и т.д.). Одним из результатов участия, безусловно, стало по­лучение обратной связи от команды экспертов с указанием сильных сторон и областей для улучшения, на основе которых разрабатываются рекомендации по совершенствованию. В качестве сильных сторон отмечены: высокий уровень взаимодействия с индустриальными партнерами, развитие культуры лидерства, начиная со студенческой скамьи, ключевая роль университета в инновационном развитии региона, эффективная система менеджмента качества и др. Уже сейчас можно говорить о том, что победа в конкурсе способствует укреплению репутации и позиции организации во внешней среде. Университет участвует в федеральной программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», при этом в 2023 г. мы по­лучили специальную часть гранта по треку «Терри­то­риальное и (или) отраслевое лидерство» на создание федерального центра развития биотехнологий.

В заключение отмечу, что практически все организации — лауреаты конкурса, с которыми мне приходилось работать в роли эксперта, продолжают свое движение на пути к качеству и организационному совершенству, демонстрируют примеры лидерства, активно развиваются, несмотря на внешние риски и угрозы, привержены принципам и составляющим устойчивого развития, мотивированы к внедрению методов и инструментов менеджмента качества.

[1] RADAR — логика оценки, включающая в себя пять элементов: Results (результаты), Approach (подход), Deployment (развертывание), Assessment (оценка), Refine (улучшение).

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/ria_stk
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество