Найти тему
Журнал «Ватандаш»

Расселение и история поселений рода Каршин

Оглавление

В прошлом вотчиной башкир рода Каршин была вся долина р.Кармасан и ее притоков (Каряка, Сикиязка и других рек), что в центре исторического Башкортостана. Основанные этим родовым объединением поселения ныне расположены в Кушнаренковском и прилегающих к нему Благоварском и Уфимском районах Республики Башкортостан. Соседями каршинских башкир являлись такие крупные родовые объединения башкир, как Канглы на западе и Минг на востоке.

Деревня Шарипово

По мнению Р.Г.Кузеева, предки каршинцев находились в составе кыпчакской миграционной волны, вытесненной в XIII в. монголами на территорию Башкирии. Он выводит этноним «каршин» из древнетюркского слова Qarşı, означающего, по его мнению, ‘крепость’, хотя в известных науке памятниках тюркской литературы оно означает ‘дворец’. Так или иначе, форма «каршин», по всей видимости, является производной от «карши» и обозначает дворцовую или крепостную стражу.

Приводим текст раздельного письма начала 70-х гг. XVII в. «Се язь Иликей Амбетов с братьями, племянниками Уфимского уезда Казанской дороги Каршинской волости башкирцы дали есьми на Уфе запись той же волости башкирцам Кадраю Сасыккулову(в другом месте – Касыккулов) с товарыщи, с братьями и с племянники да Кудьяну Емангулову да Сеуту Тагумбатову с товарыщи в том, что в нынешнем во 7182 (т.е. 1674) году разделили мы, Иликей с ними Кадраем с товарыщи вотчину свою: рыбные ловли, озеро Азякуля да озеро Кулеша с истоки и около тех озер мелкие озера владеть мне, Иликею и Шалтырю с братьями и племянники ловить рыбы жерлицами и сетки, а им, Кадраю, той ловли с товарыщи дела нет, и всякую птицу с ним, Кадраю с тов., в тех озерах не ловить же, а в истоках и в мелких озерах, в которых можно тянуть неводами пятьдесят сажень или сто сажень неводу... неводами вместе всем вообще, и истоки городить, а по Кармасану еще что есть озера и истоки тем всем владеть и озером... да им, Кадраю да Хубяту, Шарту, Ибиту с тов., братьями и племянниками, а неводами тянуть с ними Иликеем вместе, а птицу в том озере ловить им же, Кадраю с товарыщи, а мне, Иликею с тов., ...не ловить, а в аремах около Кармасану и около озера, что есть аремы, то все ево, Сарна с товарыщи, а нам, Иликею, в тех аремах никакова зверя куниц и горностаев и бобров и выдрей не ловить на озере... да в тех же урочищах озера Бонурды, а на сторону того озера вотчина бортной ухожей и звериные ловли мои, Иликеева с тов., а по другую сторону того озера вотчина бортной ухожей и звериные ловли Бакинея Акбулатова, а в том озере Букунды рыбу ловить жерлицами, сетками и Кадраю с тов. кутки и неводом ловить нам, Иликею и Кадраю, вместе всем вообще, а до звериные ловли им, Кадраю, и до бортей в моей, Иликеевой, вотчине дела нет, а буде я, Иликей, им с тов. в той вотчине их Кадраю с тов. учнуть из обижат и зверя и утки и рыбу ловить им, Кадраю с тов., взять на нас, Иликеес тов., сто рублев, а подле озера Кулеша и с той стороны Белой реки луга и поляны и мелкие озера и на тех полянах и на лугах птицу и утки и горностай и всякого зверя ловить им же, Кадраю с тов., ему против того урочища на другой стороне Белой реки вотчина моя Иликеева, им, Кадраю с тов., до той вотчины дела нет, сию запись и дали... а запись писал Сенко Руконов лето 7182 году генваря в 25 день» [1]. Одним словом, они договорились о том, что «Кадрай с тов., с ним, Иликеем, вотчину свою, состоящую при реках Белой и Кармасана, с тем, чтоб на городовой стороне Белой реки владеть ему Иликею, а на Нагайской стороне иметь владение Кадраю с товарыщи».

Дадим характеристику башкирских сел Каршинской волости. Поселения, основанные этим родом, расположены весьма компактно и большей частью на территории нынешнего Кушнаренковского района РБ. Коренное поселение каршинцев – Шарип (Каршин, Мряк), поэтому оно называлось Карши, Каршин. Село расположено на р.Кармасан у впадения в нее небольшой р.Каряка. Впервые д.Каршин упоминается за 1688 г. в челобитной удмурта с жалобой на башкир Нуркея Сартова с товарищами (выше упоминался Азимбет Сартов) о нарушении ими договорной записи на отданную челобитчику на срок землю [2]. Выходит, что уже тогда удмурты были припущены в эту деревню.

Затем она называлась по имени Мряка – муллы Султукова – Мряково. Он известен по опубликованным источникам с 1711 г. А через 4 года по договорной записи от 10 марта 1715 г. башкиры Каршинской волости Умир Кошуков, Нагайбак Текеляков, Колчура Бердыкеев и другие припустили своих одноволощан Мряка Султукова, Акбаша Иликеева, Рахмангула Тохтарова, кроме их братьев и родственников, в спорную вотчину с башкиром той же волости Азимбетом Сартовым «поселитца им дворами по Кармасану и по другим речкам, где похотят, пашня пахать и сено косить и всякими угодьи владеть обща с ними, Умиром и Нагайбаком, кроме бортных ухожьев, в лесу всякого звери и птицу и в озерах и в речках рыбу ловить и где похотят, мельницы строить на речках» [3]. Поступной записью от 8 декабря 1735 г. башкиры Каршинской волости из д.Касаево Бердыгул, Тлев, Каныкай, Салкай, Юмакай, Ишей Касаевы уступили башкиру той же волости Шарипу Мрякову – сыну Мряка Султукова «в вечное владение деревни своей, в которой мы жительство имели, с хоромным строением, что ныне налицо имеется, и с пашенною своею землею». Бывшим владельцам «ис той деревни и ис Каршинской волости выехать и жить в другой волости» [4].

Шарип Мряков постепенно расширял свои земли. По договору от 29 февраля 1736 г. он с другим башкиром Ибраком Умировым был припущен одноволощанами Чюрюкеем Азимбетевым, Якупом Аслаевым и другими на свою вотчинную землю по р.Кармасан «на свои повытья впрок безповоротно» с правом строительства мельницы между имеющимися Бикметовой и Смаковой мельницами и создания ими нового поселения [5]. Шарип Мряков по этим записям получал право основать новые деревни. Однако, при этом в них не забывали указать его место жительство – д.Мряково. Выходит, что были созданы другие поселения с иными названиями, которые нам неизвестны.

Отец (Мряк), его сыновья (Шарип, Аит), внуки, правнуки были верными царскому правительству административными чиновниками. В ходе подавления башкирского восстания 1704–1711 гг. Мряк Султуков был на стороне карателей [6]. Его сын Мухаметшарип Мряков в 1736–1744 г. был старшиной Каршинской волости, с 1739 г. – одновременно и главным старшиной Казанской дороги. В подавлении восстания башкир 1736–1739 гг. Мряков принимал непосредственное участие. Через д.Мряково прошел во главе полков генерал-каратель Л.Я.Саймонов. До этого в 1738 г. он остановился «при деревне лагерем». Полки содержали жители близлежащих сел. Шарип Мряков 32 дня находился с генералом в походе против башкир-повстанцев [7]. По словам Оренбургского губернатора И.И.Неплюева, «чрез главного старшины Казанской дороги Шарипа Мрякова руки сот с пять побито» [8]. Много бед Шарип Мряков доставил своим сородичам1.

В д.Шарипово, которая так называлась с 40-х гг. XVIII в. и так зафиксирована по V ревизии(1795 г.), проживали 216 башкир-вотчинников, а также 30 тептярей и при 4-х дворах 30 мишарей [9], время припуска последних нам неизвестно.

По VII ревизии (1816 г.) в Шариповой числилось 329 башкир при 49 дворах [10]. При 4-х дворах проживал 41 мещеряк (24 души м.п. и 17 душ ж.п.), в т.ч. братья Сулеймановы – указной ахун Абдул [кагир] и ахун Абдулкадыр [11]. По этой ревизии отдельно, в д.Каршин-Шарипова, числилась при 1-ом дворе большая тептярская семья 59-летнего (на тот период) Амита Мавлютова, состоящая из 13 душ (6 душ м.п. и 7 душ ж.п.), при этом его сын Амирхан 15-и лет был женат на 35-летней Мугиньземал, а другой его сын Сеитбаттал 7-и лет – на 25-летней Рахиме [12].

Тептяри в д.Каршин-Шарипово были приняты по договорной записи от 20 февраля 1809 г. от башкир Каршинской волости [13]. Это официальный документ, на который при земельных сделках ссылались сами тептяри. Однако, имеются сведения, что часть тептярей была принята между двумя ревизиями еще в 1783 и 1795 гг., когда в самом конце XVIII в. они были учтены по этой деревне. Управление на местах было разное: башкиры подчинялись своим волостным старшинам, затем кантонным начальникам, тептяри – старшине 5-й тептярской команды Уфимского уезда, мишари имели своих старшин и кантонных начальников. В одной деревне имелись 3 сословия и 3 местных управления.

VIII ревизская сказка (1834 г.) обнаружила в Шарипово при 63 дворах 353 башкира (187 душ м.п. и 166 душ ж.п.). Среди его жителей отметим учтенных здесь многочисленных должностных лиц Башвойска: квартирмейстер Мухаметбакый Ахмеров (1770–1833 гг.), походный есаул Мухаматрахим Ахмеров (1772–1829 гг.), старшинский помощник Мухаметкарим Ахмеров (1772–1839 гг.), юртовой есаул Гайсар Синзяпов (1773–1831 гг.), отставной сотник Ильяс Абдуллин Чертанов 65-и лет, его сын – юртовой старшина Алимгафар 32-х лет, юртовой есаул Канзафар Ильясов 49-и лет, юртовой сотник Мугафар Ильясов Чертанов 44-х лет, походный сотник Нигаметулла Галикеев (1781–1822 гг.) [14]. Тептярская часть села насчитывала 65 дворов и 319 тептярей [15] и отдельно в Каршин-Шариповой числилось 25 тептярей при 6-и дворах [16]. Кроме того, отдельно учтены 56 жителей-мещеряков при 5-и дворах [17].

К X ревизии (1859 г.) село Шарип – в составе 10-й юрты 124-го Башкантона, село насчитывало 81 двор, в которых проживало 2397 жителей. При этом на 304 душ м.п. приходилось 295 душ ж.п., из которых при 43-х дворах жили 674 башкира, при 5-и дворах –163 мещеряка и при 3-х дворах – 15 тептярей [18]. Отдельно, в 1-й юрте 24-го Башкирского кантона учтена 92-хдворная тептяро-мишарская часть Шариповой с 576 жителями, из которых при 71 дворе числились 430 тептярей, при 21 дворе – 146 мишарей [19].

С 1866 г. деревня стала центром одноименной волости. В 1816 г. в ней учтена деревянная мечеть «хорошей» работы. В самом конце XIX в. отмечены 2 бакалейные лавки и хлебозапасный магазин. Учет 1870 г. показал здесь 105 дворов и 679 жителей-башкир (на 374 души м.п. приходилось 305 душ ж.п.) [20].

Подворная перепись крестьянского хозяйства 1912–1913 гг. учла в селе Шарыпово (Карши) – центре одноименной волости следующий состав жителей: при 170-и хозяйствах проживало 889 жителей (457 душ м.п. и 432 души ж.п.), у которых в разделе «Народность» указаны башкиры, а «Сословие крестьян», т.е. сословие – вотчинники; при 248-и хозяйствах проживали 269 башкир в разряде (сословии) припущенников [21].

Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г. учла отдельно Шарипово 1-е с преобладающим башкирским населением: 961 башкир (181 двор), 5 татар (1 двор), 5 тептярей (1 двор), и Шарипово 2-е с преобладающим мишарским населением: 291 мишар (50 дворов), 13 русских (4 двора), 11 тептярей (2 двора), 5 татар (1 двор) [22].

Всесоюзная перепись 1989 г. учла в центре Шариповского сельсовета 579 жителей-башкир и татар. Учет за 1999 г. выявил 650 жителей (башкир и татар). Большая часть поселений каршинских башкир также оказалась в составе Шариповского сельсовета, по переписи 1989 г. в д.Мамяк проживало 560 жителей (башкир и татар), в д.Средний Акбаш – 202 жителя (башкир и татар), в д.Нижний Акбаш – 76 жителей (башкир и татар), в д.Верхний Акбаш – 50 жителей (башкир и татар) [23]. Всероссийская перепись населения 2010 г. (далее – ВПН 2010 г. – Авт.) зафиксировала в Шарипово 648, в Мамяково – 437, в Нижнеакбашево –184, в Среднеакбашево – 175, в Верхнеакбашево – 86 жителей [24].

Среди известных уроженцев села Шарипово отметим этнографа Файзрахмана Валиева2.

Село Мамяк

Севернее Шарипова, чуть ниже по течению р.Кармасан расположилось еще одно поселение каршинцев – с.Мамяк. Оно имело и другое название – Туйсабаново. В то же время в 1834 г. самостоятельно существовали как д.Мамяково, так и д.Туйсабаново (или Туйсабаково). Обе находились на территории Каршинской волости.

В начале XX века существовали Мамяково1-е и Мамяково 2-е, отстоящие друг от друга в одной версте, а от центра одноименной волости – Шарипово – находились: 1-е – в пяти верстах, 2-е – в шести.

В 1784 г. башкиры-вотчинники д.Мамяково приняли к себе тептярей на правах припущенников. IV ревизская сказка (1781–1782 гг.) обнаружила в Мамяковой 12 мужского пола тептярей и бобылей, они относились к команде старшины Адиля Игметева. При д.Мамяково возникло поселение тептярей под названием Туйсабан [25].

Мамяк – башкир Каршинской волости Казанской дороги. По договорной записи от 13 апреля 1713 г. Мамак (Мамяк) Катыков (Катиков), Шилтык Устыков с товарищами припустили служилых татар из д.Сабаево Сибирской дороги Муртазу Кабышева, Кабалу Кельмаева с родственниками в свою вотчину, расположенную по Осинской дороге по pp.Мияс, Чертонле с уплатой ежегодного оброка за припуск по 16 алтын 4 деньги.

Мамяк Катиков – активнейший вотчинник волости, что видно по его участию в земельных сделках. По договору от 11 июня 1713 г. с товарищами припустил ясачных татар д.Биштиново («Усубаштож») [26] Сибирской дороги для поселения на своей вотчинной земле с уплатой ими 8,5 куницы в год [27]. Через 10 лет с группой башкир Мамяк направил доношение уфимскому вице-губернатору П.Д.Аксакову о злоупотреблениях властью старшины Каршинской волости Шарипа Мрякова [28]. В 1741 г. Мамяк Катиков и другие башкиры-челобитчики о д.Акбашево отзывались так: «деревня наша Акбашева», «оная наша деревня Акбашева». Исходя из этого следует, что тогда Мамяк был еще жителем этой деревни. А вот в 1773 г. уже существовала д.Мамяково. Это видно из документа, где говорится о припуске башкирами дд.Акбашево и Мамяково марийцев в д.Сунеево (ныне Благовещенский район РБ) [29]. Здесь жили и мишари, однако время их припуска нам неизвестно.

По V ревизии (1795 г.) в деревне Мамяково Сатлыгановой тюбы Каршинской волости проживали 92 башкира-вотчинника (14 дворов), а также 46 тептярей (8 дворов) и 30 мишарей (7 дворов).

По VII ревизии (1816 г.) здесь числилось 187 башкир при 24-х дворах [30], 55 тептярей при 11-и дворах [31], а также в команде старшинского помощника Галли Алимгулова 3-его мещерякского кантона – 51 мещеряк при 8 дворах [32]. Также отмечена деревня Тайсубаково с 36 жителями-тептярами [36].

VIII ревизская сказка (1834 г.) обнаружила в Мамяковой при 29 дворах 239 башкир [33]. Тептярская часть села насчитывала 15 дворов и 39 тептярей [34], мишарская – 8 дворов и 69 мещеряков [35].

По X ревизии (1859 г.) в селе проживали при 79 дворах 376 башкир, при 10 дворах –106 мещеряков и при 6 дворах – 77тептярей [36].

Учет 1870 г. показал здесь 110 дворов, в которых проживали 516 жителей-башкир (255 душ м.п. и 261 душа ж.п.) [37].

Подворная перепись крестьянского хозяйства 1912–1913 гг. обнаружила в составе Шариповской волости отдельно д.Мамяково 1-е, где при 137 хозяйствах проживало 744 жителей (379 душ м.п. и 365 душ ж.п.), у которых в разделе «Народность» указаны башкиры, а «Сословие крестьян», т.е. сословие – вотчинники; в д.Мамяково 2-е при 82 хозяйствах проживали 485 башкир в разряде (сословии) припущенников [38].

Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г.
также учла отдельно Мамяково 1-е с преобладающим башкирским населением: 781 башкир (149 дворов), 7 мишарей (1 двор), и Мамяково 2-е с преобладающим мишарским населением: 282 мишара (48 дворов), 237 тептярей (45 дворов) [39].

Верхнее, Среднее и Нижнее Акбашево

Несколько деревень каршинских башкир расположены вдоль притока Кармасана – Каряка. Старинное их поселение Акбаш впервые упоминается в одном источнике за 1712 г., когда дуванейские башкиры припустили к себе своих же одноволощан, указали границы их вотчины, назвав «до межи Каршинской волости башкирцев до Акбаша» [40]. Это означало, что д.Акбашево уже существовала. Через 3 года Акбаш Иликеев с товарищами становится припущенником своей же родной волости с правом «поселитца дворами по Кармасану и по другим речкам» [41]. Когда речь шла о Каршинской волости, о ее тюбах – подразделениях, мы узнали о деятельности отца Акбаша – Иликея Амбетова, участвовавшего в 1674 г. в разделе территории волости на 2 тюбы: Иликеевскую и Кадраевскую. Сын Акбаша – старшина Каршинской волости Аракай Акбашев – имел однотипную с отцовской тамгу.

В 1795 г. была учтена д.Акбашево. Затем между 1795–1801 гг. ее жители основали выселок, ставший деревней. Тогда их называли Верхнее Акбашево и Нижнее Акбашево. В 1801–1815 гг.
башкиры двух селений основали
Среднее Акбашево. Моноэтническое селение со временем стало многонациональным. Вотчинники Каршинской волости по договорным записям 1730 г.,
19 декабря 1780, 1788 гг. припускали в д.Акбашево тептярей [42]. Здесь проживали и мишари, время припуска которых, однако, нам неизвестно. Из всех трех деревень выделились тептяри и мишари, которые в начале 70-х гг. XIX в. основали свое поселение под названием
«Новоакбашево», в то время как в трех коренных поселениях каршинцев оставались одни башкиры.

По V ревизии (1795 г.) в д.Акбаш Сатлыгановой тюбы Каршинской волости проживали 254 башкира-вотчинника (31 двор), 107 тептярей (16 дворов) и 16 мишарей (4 двора).

По VII ревизии (1816 г.) в Акбашевой числилось 213 башкир при 34 дворах [43], а также в д.Нижняя Акбашева – 67 башкир при 9 дворах [44]. Кроме того, в Акбашево числилось120 тептярей при 22 дворах [45] и 36 мещеряков при 10 дворах [46]. В Нижнем Акбашево в 1816 г. жил кантонный помощник – юртовой старшина 14-го класса Мухаметгарей Ахтямович Шарипов.

VIII ревизская сказка (1834 г.) учла в Акбашевой при 47 дворах 345 башкир [47]. Тептярская часть села насчитывала 20 дворов и 137 тептярей [48], мишарская – 3 двора и 21 мещеряка [49].

Последняя X ревизия (1859 г.) продемонстрировала такое же соотношение этносословных групп: при 84 дворах жили 544 башкира, при 18 дворах –165 тептярей и при 2 дворах – 12 мещеряков [50].

Учет 1870 г. показал здесь 110 дворов, в которых проживали 516 жителей-башкир (255 душ м.п. и 261 душа ж.п.) [51].

Подворная перепись крестьянского хозяйства 1912–1913 гг. обнаружила в составе Шариповской волости отдельно д.Верхне-Акбашево, где при 65 хозяйствах проживало 325 башкир-вотчинников (171 душа м.п. и 154 душ ж.п.); в д.Нижне-Акбашево при 69 хозяйствах проживали 346 башкир-вотчинников; в д.Средне-Акбашево при 97 хозяйствах – 492 башкира-вотчинника и при 37 хозяйствах – 189 башкир-припущенников; в д.Ново-Акбашево при 72 хозяйствах 393 жителя – тептярей и мещеряков, сословие которых отмечено как припущенники [52].

Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г. также учла отдельно д.Верхне-Акбашево, где проживали 383 башкир при 70 хозяйствах, д.Нижне-Акбашево – 376 башкир при 71 хозяйстве, и Средне-Акбашево с 507 башкирами при 94 хозяйствах. Также учтены мишаро-тептярские деревни Среднее и Нижнее Акбашево, где при 21 хозяйстве числилось 105 мишарей и при 17 хозяйствах – 104 тептярей. Отдельно зафиксирована д.Ново-Акбашево с 333 жителями-тептярями (62 хозяйства) и 82 мишара (13 хозяйств) [53].

Села Юлуш, Асан, Кармасан

Немного выше по течению р.Кармасан имеются еще две деревни каршинских башкир. Хотя они и расположены буквально в 4–6 км от коренного поселения каршинцев – с.Шарип, но относятся к Кармасанскому сельсовету Уфимского района. Одна из них – Юлуш – возникла между 1801 и 1815 гг.
Это утверждение основано на том факте, что вотчинники Каршинской волости сами говорили об основании Юлушево после проведения Генерального межевания в 1801 г. И она была впервые учтена ревизией 1816 г. [54]. Известны (по ревизиям) сыновья Юлуша: старший Саитбаттал, 1776 года рождения, в 1816 г. имел двух жен 37 и 25 лет. Его брат Мухаметьян 1793 года рождения. В 1850 г. в 57 лет он имел сыновей Мухаметшу 30-и лет, Мухаметсадыка 23-х лет, Юсупа 21 года. С 1817 г. находившийся в Иерусалиме житель Юлушево Кагарман Аминов сын Иштаев не возвратился. Зафиксировано интересное имя Карчига (Абзанов). Юлушево – поселение вотчинников-каршинцев. Оно имело и другие названия, как Кочергино, Карчаш, происхождение которых нам неизвестно.

Дадим информацию по демографическому развитию этого села: VII ревизия (1816 г.) учла в Юлушевой 50 башкир при 6 дворах [55]; VIII ревизская сказка (1834 г.) –при 8 дворах 47 башкир [56]; X ревизия (1859 г.) – при 13 дворах 75 башкир [57].

Учет 1870 г. показал здесь 13 дворов, в которых проживали 75 жителей-башкир [58].

Подворная перепись крестьянского хозяйства 1912–1913 гг. отметила второе название д.Юлушево – Карчаги, в тот период здесь при 34 хозяйствах проживало 178 башкир-вотчинников [59].

Всероссийская перепись населения 2002 г. показала всего 68 жителей, при этом преобладали татары, что не соответствует этническому происхождению их предков. Юлуш – моноэтничное, башкирское поселение.

Второе поселение, основанное башкирами рода Каршин в Уфимском районе – д.Асан (Асаново). В 1780 г. стало национально смешанным, тогда по договору от 6 июня башкиры припустили сюда мишарей [60] (в другом документе говорится о покупке ими земли [61]). Через 8 лет припуск был повторен. В 1795 г. (V ревизская сказка) здесь были взяты на учет 68 мишарей (15 дворов), 20 башкир (3 двора) и 4 тептяра (1 двор).

По VII ревизии (1816 г.) в Асановой числилось 56 башкир при 9 дворах [62]. Основная часть жителей – мещеряки, которых по указанной ревизии было 130 человек при 27 дворах, они относились к 3-му мещерякскому кантону команде старшинского помощника Галли Алимгулова [63].

IX ревизией, прошедшей в 1850 г., было зафиксировано 7 семей башкир: зауряд-есаул Ибрагим Дюмеев, его сыновья Шамсутдин, Ибниамин (его Зюмаметдин), Шарафутдин (его Мухаметсафа, Мухаметлатиф); зауряд-сотник Мухаметрахим Дюмеев, его сын указной мулла Мухаметжан (его Ахметжан, Ахметсадык), зауряд-есаул Мухаметамин Дюмеев, его сын Загидулла Амиров (его сыновья Губайдулла, Мухаметгали, Асядулла), брат Габидулла Амиров; зауряд-есаул Абдулхасан Масеев, его сыновья Абдулкутдус (его сын Камалетдин), Гималетдин; урядник Каранай Масеев, его сын Гисматулла (его Миргали, Мирвали); брат Хисаметдин, дядя Шагабутдин Магазов [64]. Прихожане имели мечеть, которая взята на учет в 1816 г. В конце XIX в. имели бакалейную лавку и хлебозапасный магазин. Последняя, X ревизия (1859 г.) учла в Асановой при 28 дворах 295 мещеряков и при 8 дворах – 70 башкир [65].

Всех жителей по Учету 1870 г. было 483 чел. (отмеченных как башкир, в то же время, большую часть жителей составляли мишари) при 83 дворах.

Подворная перепись крестьянского хозяйства 1912–1913 гг. учла всех жителей села Асаново Шариповской волости – 1068 чел., как башкир-припущенников, здесь насчитывалось 194 хозяйства [66].

Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 г. учла здесь 1003 мишарей при 187 хозяйствах, 185 башкир при 31 хозяйстве и 6 тептярей при 1 хозяйстве [67].

Таким образом, мишари составляли подавляющее большинство жителей Асаново, часть жителей – башкиры.

Численность этнических групп в с.Асян по учетам населения

-2

По всей видимости, значительная часть жителей расположенного на левом берегу одноименной реки – села Кармасан– выходцы из окрестных поселений, основанных каршинцами. Это село основано в 1929 г.при организации Кармасанского совхоза. В 1939 г. зафиксировано как п.Фермы Кармасанского совхоза. С 60-х гг. носит современное название, с 2005 г. имеет современный статус.

В регионе верхнего течения р.Кармасан, в пределах каршинских вотчин, преобладают поселения пришлого населения – мишарей, татар, немцев, русских. Однако и на этой вотчине каршинцев учеты населения фиксировали башкир в ряде сел (например, дд.Кугуль, Агарды в Благоварском районе).

Родовое деление башкирского народа было основой административно-территориального деления исторического Башкортостана. В золотордынский период территория расселения башкир была разделена на улусы, размеры которых определялись количеством дворов и воинов. С 1586 г. был выделен Уфимский уезд, который делился на даруги (дороги) и волости. Волостное деление распространялось только на башкир. В 1708 г. историческая Башкирия была подчинена Казанской и Сибирской губерниям, в 1744 г. включена в состав Оренбургской губернии, с 1781 г. – из уездов Оренбургского, Уфимского, Стерлитамакского, Бирского, Мензелинского, Верхнеуральского и др. При этом сохранялось прежнее деление на волости и команды старшин.

В ряде муниципальных районов Республики Башкортостан, в названиях отражена история района, этноним одного из основных родовых групп коренных жителей. Это Бурзянский и Белокатайский районы, соответственно образованы по этнонимам Бурзян и Бала-Катай. Учет этнокультурного колорита не только отражает и демонстрирует специфику территории, подчеркивает дань уважения к истории родного края, но и способствует формированию туристического бренда региона, его узнаваемости. В этой связи представляется совершенно справедливым переименовать, например, нынешний Аургазинский район республики в Меркитский район, а Кушнаренковский район – в Каршинский район.

Автор: Рафиль Асылгужин, кандидат философских наук

Литература

1. Российский государственный архив древних актов (далее РГАДА). Д.288. Л.204–205.

2. Материалы по истории Башкирской АССР. Часть I. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1936. Ч.1. (далее МИБ.Ч.I). – С.519.

3. Материалы по истории БАССР. Т.III. Экономические и социальные отношения в Башкирии в первой половине XVIII в. / Сост. Н.Ф.Демидовой. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949 (далее МИБ. Т.III).– С.123–124.

4. Там же. – С.34.

5. МИБ. Т.III. – С.345.

6.МИБ. Ч.1.– С.222.

7.Там же. Т.III. – С.518.

8. Там же. – С.516.

9. Здесь и далее сведения по ревизии 1795 г. взяты из: Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг., Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. – Уфа: Китап, 2001.

10. Национальный архив Республики Башкортостан (далее НА РБ.). Ф.И.-138.Оп.2. Д.374 а. Л.25–32.

11. Там же. Д.370. Л.396–399; Там же. Д.363. Л.88.

12. Там же. Д.347. Л.265–266; Д.355. Л.193–194.

13. Малоизученные источники по истории Башкирии. – Уфа, 1986. – С.103.

14. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.456. Л.5–21, 106–111.

15. Там же. Д.453. Л.504–518.

16. Там же. Д.454. Л.228–231; Д.453. Л.602–604; Д.455. Л.512–513, Л.805–807.

17. Там же. Д.458. Л.715–722.

18. Там же. Д.726. Л.394–428.

19. Там же. Д.726. Л.669–711.

20. Здесь и далее сведения по Учету населения за 1870 г. взяты из: Список населенных мест. Ч.I. Уфимская губерния, 1877. – Уфа: Китап, 2002. (далее Учет 1870 г.).
– С.142.

21. Крестьянское хозяйство Уфимской губернии: Подвор. перепись 1912–1913 гг.
/ Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа: электр. тип. т-ва «Печать», 1914.– С.806–807 (далее Подвор. перепись 1912–1913 гг.) (ссылка на электронный ресурс: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004180561#?page=626).

22. Здесь и далее сведения по Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г. взяты из: Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг., Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. – Уфа: Китап, 2001. (далее Западные башкиры). – С.620.

23. Здесь и далее сведения по переписи 1989 г., а также сведения на 1 янв. 1999 г.
даны по: Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан: справочник. – Уфа: Издательство «Башбланкиздат», Уфимский полиграфкомбинат, 1999 (информация по Кушнаренковскому р-ну на стр.229–234).

24. Сведения по ВПН 2010 г. взяты из: Численность и размещение населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. – Уфа, 2013 (Сведения по Кушнаренковскому району даны на стр.144–146).

25. НА РБ. Ф.172. Оп.1. Д.122.

26. МИБ. Т.III. – С.97–98.

27. Ныне в составе Благовещенского района РБ.

28. МИБ. Т.III. – С.293–294.

29. Там же. – С.505–507.

30. РГАДА. Ф.1324. Оп.1. Д.941. Л.146–149.

31. НА РБ. Ф.И.-138.Оп.2. Д.374 а. Л.266–270.

32. Там же. Д.347. Л.258–263; Д.352. Л.247.

33. Там же. Д.370. Л.122–125.

34. Там же. Д.352. Л.254.

35. Там же. Д.456. Л.39–50.

36. Там же. Д.453. Л.658–662.

37. Там же. Д.458. Л.677–684.

38. Там же. Д.726. Л.323–354.

39. Учет 1870 г. – С.148.

40. Подвор. перепись 1912–1913 гг. – С.798–799.

41. Западные башкиры… – С.619.

42. МИБ Т.III. – С.87.

43. Там же. – С.123–124.

44. Малоизученные источники по истории Башкирии.– С.101.

45. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.374 а. Л.259–263.

46. Там же. Л.257–259.

47. Там же. Д.347. Л.122–130.

48. Там же. Д.370. Л.201–204.

49. Там же. Д.456. Л.22–38.

50. Там же. Д.453. Л.238–247; там же. Д.455. Л.252–259.

51. Там же. Д.458. Л.677–684.

52. Там же. Д.726. Л.355–393.

53. Учет 1870 г. – С.148.

54. Подвор. перепись 1912–1913 гг. – С.798–799, 806–807.

55. Западные башкиры…– С.619.

56. НА РБ. Ф.172. Оп.1. Д.43. Л.31.

57. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.374 а. Л.34–35.

58. Там же. Д.456. Л.79–84.

59. Там же. Д.726. Л.429–435.

60. Учет 1870 г. – С.142.

61. Подвор. перепись 1912–1913 гг. – С.806–807.

62. Там же. Ф.172. Оп.1. Д.43. Л.32.

63. Южноуральский археографический сборник. Вып.2. – Уфа: Издательство АН СССР, 1976.– С.321.

64. НА РБ. Ф.И.-138. Оп.2. Д.374 а. Л.270–272.

65. Там же. Д.370. Л.127–133.

66. НА РБ. Ф.138. Оп.2. Д.615.

1 Старшина Ракай Акбашев, сотник Якуп Аслаев, Мамяк Катиков и другие жаловались в 1741 г. на то, что в течение 3-х лет Мряков удерживает «оброчные и помольные деньги», собранные с припущенников и не делит их между одновотчинниками. Он отобрал верблюда даже у старшины Ракая Акбашева, с общинников собирал незаконные деньги, отнимал у башкир меха бобров и лисиц. Недовольных он «брал и содержал у себя под караулом и всячески страшал» (см.: МИБ. С.503, 504–505, 506–507). Шарип Мряков стал ненавистен народу. Защищая свою жизнь, Мряков в 1742 г. добился от Саймонова назначения двух драгунов для охраны его дома и защиты его семьи. Но это его не спасло, он наказал себя сам. По словам И.Неплюева, Шарип Мряков «спился до крайности, следственно к команде неспособен». Поэтому 31 марта 1744 г. Правительствующий Сенат своим указом отстранил его от старшинства.

2 Участник комплексных экспедиций АН СССР по изучению фольклора и баш. нар.-разг. яз., составлял двуязычные словари, программы и учебники по баш. языку. Автор более 40 науч. трудов. Награжден орд. Ленина (1954), Труд. Кр. Знамени (1944).