Культбригада Москонцерта вернулась из поездки по вошедшим в состав России регионам. Илья Бачурин рассказал «Культуре», почему встречи с их жителями стали для него «прививкой правды» и как обновится культура страны.
— Во главе Культбригады вы месяц провели на новых российских территориях. Какие города и поселки посетили?
— Начну с того, что на территориях новых регионов из последних двух лет своей жизни я провел в общей сложности около года, совмещая работу там с работой в Москве. Последний выезд продлился более месяца. Начали работать в ЛНР. Затем перемещались по уже традиционной для нас траектории: через Донецкую Народную Республику в Запорожскую область, потом в Херсонскую. Оттуда выехали в Крым, выступили перед пограничниками и в госпиталях. Вернулись ровно в обратном порядке: Запорожская, Донецкая, Луганская области. Таким образом сложилась основная часть маршрута. Ну и под конец дней восемь-девять выступали в Белгородской и Брянской областях, после чего уже поехали в Москву. Вот такой маршрут.
Расположение воинских частей и госпиталей по понятным причинам называть не буду. Нас встречали, ждали. Помимо концертной программы, состоялись мои выступления как доверенного лица Владимира Владимировича Путина, на тот момент кандидата в президенты, на сегодняшний день избранного президента.
— Расскажите, пожалуйста, об этих встречах. С кем разговаривали, какие вопросы обсуждали?
— Основная часть поездки пришлась на территории новых регионов и больше всего встреч с избирателями было там. Самые разные площадки — военные части, госпитали, школы, заводы, университеты, дома культуры. Самая разная аудитория, но всегда равный диалог. Везде безусловная поддержка В.В. Путина. Мне, в общем, и не приходилось агитировать людей, которые сами готовы были предложить аргументацию в тех или иных вопросах.
Разумеется, в каждой аудитории были темы, на которых надо было сфокусироваться, обсудить подробнее, дать цифры, разобраться в сути вопроса, проблемы. В некоторых населенных пунктах непростая бытовая ситуация. Где-то еще не хватает рабочих мест, где-то с дорогами беда, хотя темпы и качество строительства дорог составляют там предмет отдельной гордости. Но люди нигде не жаловались, понимая, что трудности временные. Вопросы задавали о завтрашнем дне, о развитии, о том, к чему мы идем, какие цели перед собой ставим.
Были и совершенно неожиданные для меня моменты. Казалось, для военнослужащих и их семей главным образом важны меры по социальной поддержке. Но они спрашивали в первую очередь про экономику, науку, внешнеполитические аспекты, то есть про глобальное, по сути, развитие России. Вот такой взгляд на реальность у людей, которые сегодня с оружием в руках защищают Родину. Не через замочную скважину своих интересов смотрят, а через призму интересов страны. Это, конечно, был очень вдохновляющий фактор, определивший тональность нашего общения.
— Существуют ли у Культбригады приоритетные площадки, аудитории?
— Задач с точки зрения выбора площадок и аудитории нам никто не ставил, мы сами, освоившись, посмотрев на ситуацию, сконцентрировали работу на нескольких основных направлениях. Первое и главное — военнослужащие в воинских частях и госпиталях. Второе — дети. И третье — молодежь. Это приоритеты.
Дети, которым мы привозим специальные детские программы, иногда вообще ни разу не видели артистов, не были ни на одном детском представлении. Смотрят наши спектакли с открытым сердцем, искренней радостью. Благодарны очень.
Формат нашего взаимодействия с молодежью мы называем «Креативной Культбригадой». Выступаем в вузах, в учреждениях среднего профессионального образования. Буквально на первом выезде поняли, что дефицит информации у молодежи огромный. Поэтому никакой развлекаловки. Рассказываем о возможностях, созданных для профессионального и творческого развития молодых людей в большой России. О московских новациях, позволяющих подключаться к культурным, образовательным, грантовым проектам дистанционно, о проектах Росмолодежи, молодежных форумах и организациях. Глаза у ребят горят. Отклик мощный. И мы эту работу будем продолжать. Видим ее необходимость.
— Что изменилось в жизни новых регионов России и настроении их жителей за два года ваших поездок?
— Изменилось очень многое. Первые выезды были сопряжены с максимальной военной опасностью и бытовой неустроенностью. Нечего есть, негде спать, невозможно доехать до места. Нас встречали люди, часто нуждающиеся не только в физической, гуманитарной помощи, но и в психологической поддержке. Такое было начало. Сегодня абсолютно другая картина. Работают предприятия, построены и продолжают строиться дороги. Возведены сотни новых, красивых домов, парки, Нахимовская академия. В Мариуполе, где не было ни одного целого здания, сегодня не найти ни одного дома, который стоял бы разрушенный и никто бы им не занимался. Жизнь продолжается, с каждым приездом мы фиксируем мощные изменения в лучшую сторону и в облике городов, и в настроениях людей.
— Ощущаете ли вы обратную связь?
— Каждый раз получаем от людей благодарность огромную. Будем к ним возвращаться до тех пор, пока в нас, в нашей работе будет потребность. Со своей стороны благодарны департаменту культуры и правительству Москвы. Они эту работу поддерживают всемерно и всячески помогают в ее организации.
— Вы известный продюсер. Есть ли сейчас в работе крупные проекты, посвященные специальной военной операции?
— Пока у меня не так много времени и возможностей их инициировать. Но Москонцерт много делает для того, чтобы тема СВО была включена и в творческие процессы, и в творческие проекты не просто как некая абстрактная тематика, а как новые произведения, новые герои, новые форматы. Мощный, честный, созвучный времени поэтический материал представляет на литературных мероприятиях и в концертах наше подразделение — Театр поэтов под руководством Влада Маленко. Не могу не упомянуть постановку, сделанную главным режиссером Москонцерта Марией Тихоновой по документальным свидетельствам участников СВО. Почти два десятка человек рассказали свои истории, которые она превратила в либретто и в конечном итоге в спектакль. Параллельно с работой Культбригады делаем концерты в поддержку семей военнослужащих и конкретных воинских подразделений здесь, в Москве. И, конечно, приглашаем военных и их семьи на все наши программы.
— Как вы оцениваете отражение темы СВО в литературе, театре, кинематографе?
— Процесс идет, это главное. Не стал бы оценивать, быстро он движется или медленно. Художественные события нельзя ускорять искусственно. Важно, что такой контент появляется. Уверен, что его будет все больше и больше. И в том, что он займет достойное место на экранах, сценах, концертных площадках, я тоже уверен. Специальная военная операция — рубежное событие в истории России. Она станет и рубежом для нашей культуры. Пройдя его, культура обновится и по составу тех, кто ею занимается, и по тематике. Люди уже живут в новой реальности, они хотят видеть ее отражение в искусстве, в литературе. Этот естественный спрос рождает предложение, и оно будет только возрастать.
Фотографии: Саша Савельева/ТАСС и Александр Щербак/ТАСС.