Был обычный весенний вечер 26 марта 1991 года. Airbus A310 «Сингапурских авиалиний» готовился выполнить короткий 50-минутный рейс из Куала-Лумпура в Сингапур. На борту находились 114 пассажиров и 11 членов экипажа. В тот момент никто из них даже представить себе не мог, чем закончится этот злополучный день. Нормальный полет продолжался всего десять минут…
С чего все началось
В 21:38 по местному времени Airbus A310 с регистрационным номером 9V-STP без каких-либо проблем вылетел из аэропорта имени Султана Абдул Азиз Шаха и направился в сингапурский аэропорт Чанги. Среди пассажиров было 55 малазийцев, 21 сингапурец, 12 японцев, четверо британцев, а также граждане Канады, США и Франции.
Ровно через десять минут после взлета четверо пакистанцев одновременно поднялись со своих мест и объявили, что самолет захвачен. Вооруженные ножами, зажигалками и цилиндрическими предметами, похожими на динамитные шашки, они приказали пассажирам оставаться на своих местах и сохранять спокойствие.
Требование преступников связаться с кабиной пилотов было немедленно выполнено.
Разговор с командиром экипажа Стэнли Лимом свелся к тому, что тому нужно изменить маршрут и лететь не в Сингапур, а в австралийский Сидней.
Согласно инструкциям, Лим заверил бандитов, что сделает все, о чем они попросят. При этом он сослался на то, что топлива в самолете не хватит для такого длительного перелета, и необходимо приземлиться в Сингапуре для дозаправки. Действительно, расстояние между Сингапуром и Сиднеем составляет 6 288 км, а время в пути ― более 7 часов, вместо планируемых 50 минут.
Требования угонщиков
Главарь банды серьезно отнесся к аргументам пилота и «дал добро» сесть в Сингапуре и заправиться топливом для перелета в Австралию.
А310 благополучно приземлился в аэропорту Чанги и по приказу угонщиков остановился прямо на взлетно-посадочной полосе. Угонщики таким образом контролировали ситуацию вокруг ― к самолету никто не мог приблизиться незаметно.
Очень быстро был организован канал связи с представителями Singapore Airlines. Захватчики заявили, что они являются членами Пакистанской народной партии и хотят поговорить с послом Пакистана в Сингапуре и бывшим премьер-министром страны Беназир Бхутто.
Также они потребовали освобождения мужа Беназир Бхутто ― Асифа Али Зардари (будущего президента Пакистана) и других членов партии, которые в тот момент находились в тюрьме.
Власти Сингапура задействовали профессионалов ― группу по управлению кризисными ситуациями, состоящую из официальных лиц МВД, Минобороны и переговорщиков. Таким образом было выиграно некоторое время для оценки обстановки.
Тем временем спецназ занял исходные позиции, но к самолету не приближался.
Переговорщики попросили угонщиков отпустить пассажиров ― зачем везти в Австралию лишний груз? Однако те отказались кого-либо отпускать и вместо этого вытолкали всех пассажиров первого и бизнес-класса в эконом. Главарь ходил взад-вперед по проходам, а трое других бандитов контролировали переднюю, среднюю и хвостовую части самолета.
Чтобы показать серьезность своих намерений, преступники избили бортпроводника Бернарда Тана и в 23:20 выбросили его из самолета на бетонную полосу. Несмотря на падение с 4,5-метровой высоты, Тан смог рассказать полиции о числе захватчиков и их оружии.
Прошло еще два часа
Через пару часов ― в районе полуночи ― угонщики заволновались и решили проявить инициативу ― облили кабину пилотов алкоголем, взятым из салона первого класса, и пообещали его поджечь.
Время шло, но никаких видимых изменений ситуации не происходило. Терпение главаря банды лопнуло ― досталось командиру Стэнли Лиму и одному американцу.
Примерно в 02:30 бандиты подожгли несколько газет на полу кабины пилотов, сообщив участникам переговоров, что все находившиеся в самолете будут сожжены заживо.
Переговорщики, наконец, «пошли на уступки» и согласились заправить самолет. Угонщики потушили горящие газеты.
В 02:40 Airbus переместили на внешнюю ВПП аэропорта Чанги.
В 03:25 правительство Сингапура опубликовало в СМИ требования угонщиков.
Когда в 03:30 утра к самолету подъехал первый заправщик с керосином, преступники почуяли неладное. Они избили старшего бортпроводника Филипа Чонга и скинули его с самолета. Уже находясь в машине «Скорой помощи», он сообщил полицейским дополнительную информацию, важную для предстоящего рейда спецназа.
Штурм самолета «Удар молнии»
После приземления прошло уже несколько часов, приближалось утро.
В 6.45 утра переговоры прекратились
Бандиты сообщили переговорной группе, что они больше не заинтересованы в общении. Угонщики заявили, что, если их требования не будут выполнены, они начнут казнить пассажиров. Более того, через пять минут они станут убивать по одному пассажиру каждые десять минут. На часах было 06:45.
Выбора не оставалось, и власти Сингапура отдали приказ штурмовать самолет и спасти заложников.
Все время, пока шли переговоры, команда сингапурского спецназа тренировалась на другом Airbus A310. И теперь, получив практические навыки, бойцы могли действовать быстро и четко.
Взрывчаткой были взорваны двери самолета, и в образовавшиеся проемы полетели светошумовые гранаты. Через несколько мгновений все четверо угонщиков были обезврежены. Главарь банды получил пять огнестрельных ранений в грудь, но остался жив и попытался привести в действие взрывное устройство. Выстрел спецназовца его опередил. Спасатели приказали пассажирам покинуть самолет через аварийные выходы
Операция «Удар молнии» длилась 30 секунд. В 06:50 рейс номер 117 был полностью освобождён, никто из пассажиров не пострадал. После подтверждения того, что угонщиков больше нет, их доставили в терминал аэропорта на трех автобусах.
Очень быстро установили личности преступников. Все они оказались гражданами Пакистана, а предметы в их руках, похожие на динамитные шашки, были новогодними фейерверками и бенгальскими огнями.
За проявленный профессионализм участники операции по освобождению заложников были отмечены государственными наградами. Этот случай с Airbus A310 по сей день остается единственной попыткой угона самолета Singapore Airlines.
Сразу после этого инцидента тогдашний премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад распорядился усилить меры безопасности во всех аэропортах страны. Сингапурские власти в свою очередь обратились к руководству аэропортов Индии, Пакистана и Бангладеш с просьбой организовать более тщательный досмотр багажа и пассажиров.
В 1997 году Минобороны раскрыло информацию, что бойцы, участвовавшие в спасении заложников рейса 117, были членами засекреченной группы Сил специальных операций ― секретного подразделения по освобождению заложников и борьбе с терроризмом.
Другие инциденты с заложниками в Сингапуре
До захвата самолета SQ 117 в Сингапуре произошло два инцидента с угонами и захватом заложников.
Первым был случай в Ладжу в 1974 году. Четверо вооруженных людей из террористических группировок «Японская Красная армия» и «Народный фронт освобождения Палестины» напали на нефтеперерабатывающий комплекс Shell на острове Пулау-Буком, а позже захватили паром «Ладжу» и взяли в заложники пятерых членов его экипажа. Ситуацию удалось урегулировать после того, как власти Сингапура предоставили террористам безопасный проезд на Ближний Восток в обмен на освобождение заложников.
Следующий инцидент произошел 30 октября 1977 года с самолетом авиакомпании Vietnam Airline, выполняющим внутренний рейс из Хошимина на остров Фукуок. Пилоты под прицелом захватчиков были вынуждены сесть в Сингапуре после дозаправки в Таиланде на авиабазе У-Тапао в 130 км к юго-востоку от Бангкока. Самолет приземлился в аэропорту Селетар ― первом международном аэропорту Сингапура. После переговоров угонщики сдались властям.
Интересный факт: Singapore Airlines продолжает использовать номер рейса SQ117 на том же маршруте между Куала-Лумпуром и Сингапуром. Только летают на маршруте, конечно, уже совсем другие самолеты.