Найти тему
Лекторий Dостоевский

Русский рок. 2ч.

Что ж, официально выступающие ВИА, полноценные фестивали с освещением на ТВ - все это вывело отечественный рок на совершенно иной уровень. Уже к 1980-м жанр окончательно утвердился, пусть и оставаясь признаком неформальности, нонконформизма. Все это в целом все равно прекрасно ложилось на наш менталитет - подчеркнуто обособленный, внимательный к слову, к философии, мысли. Имевшим куда большее значение, чем эстетическое оформление, маркетинг или реклама. Все вместе это и породило, и развило из, пусть изначально чуждого жанра, совершенно особенный и понятный нам свой, родной русский рок.

...За плечами было целое первое поколение рокеров в СССР. Пришла пора запечатлевать это для истории. Первым рок-музыкантом, начавшим записывать полноценные и даже хорошо звучащие альбомы, стал Юрий Морозов. Он работал звукорежиссёром на ленинградской «Мелодии» и по ночам записывал на штатном оборудовании собственные песни.

Где-то к восьмидесятым в СССР появились более качественные стереомагнитофоны: венгерский STM и отечественный «МЭЗ-62». А особо настойчивые умельцы научились подключаться к звукорежиссёрским пультам и записывать концерты через линейные выходы.

МЭЗ-109
МЭЗ-109

Так появился «Маленький принц» — двойной альбом «Машины времени», и «Blues de Moscou» Майка Науменко и группы «Зоопарк».

центром звукозаписи оставался Ленинград, где вовсю старался один из важнейших людей в рок-музыке — Андрей Тропилло. Будучи сыном известного инженера, он с юности познакомился с радиотехникой, а в конце семидесятых, как и вся молодёжь, влюбился в рок-н-ролл. Тропилло даже организовывал гастроли «Машины времени» в Ленинграде.

В начале восьмидесятых в Ленинграде создали «Товарищество экспериментального изобразительного искусства» для художников, «Клуб-81», где собирались писатели. И, конечно же, будущую легенду — Ленинградский рок-клуб. Именно благодаря этой организации ленинградская сцена пополнилась новыми яркими группами. В 1981 году в рок-клуб вступил Майк Науменко и его группа «Зоопарк».

Майк Науменко
Майк Науменко

Этого музыканта потом назовут первым человеком, который начал играть «рок-н-ролл по-русски». Он действительно брал за основу классические мелодии в стиле Чака Берри и писал на них тексты про жизнь простых людей из коммуналок.

Майк Науменко со своей группой
Майк Науменко со своей группой

Науменко и рок-клуб сыграли свою роль и в продвижении ещё одной будущей легенды — Виктора Цоя. Изначально этот автор и певец объединился с приятелем Алексеем Рыбиным в коллективе под названием «Гарин и гиперболоиды», но вскоре музыканты переименовались в пользу более краткого и лаконичного заголовка «Кино».

Вскоре Рыбин уйдёт из «Кино» (позже он организует собственную группу «Оазис Ю», а ещё запишет свои версии ранних песен Цоя в альбоме «Асфальт»). Сам же Виктор Цой найдёт гитариста Юрия Каспаряна, а потом и полный электрический состав.

Каспарян и Цой
Каспарян и Цой

Группа поучаствует в нескольких следующих фестивалях рок-клуба и прославится на всю страну. К концу восьмидесятых «Кино» будет выступать на забитых под завязку стадионах. А в 1990 году Виктор Цой погибнет в автомобильной аварии

Также стоит отметить и выступления команды «Странные игры» братьев Сологубов. Они одними из первых в СССР заиграли реггей и ска, а также устраивали необычное сценическое шоу. Потом коллектив распадётся на «АВИА» и просто «Игры».

"Игры"
"Игры"

На втором фестивале появилась «Алиса», в которую только что влился молодой московский вокалист и автор Константин Кинчев. Там же выступали и даже получили награды группа «Телевизор» Михаила Борзыкина и «Кино» Цоя.

Нельзя не вспомнить и о третьем фестивале, где Сергей Курёхин представил свою «Поп-механику». Этот проект не только не совсем укладывается в понятие «русский рок», но и вовсе трудно поддаётся описанию. Гениальный композитор и мастер перфоманса собирал на сцене огромное количество своих знакомых музыкантов и превращал концерт в поток импровизаций со странным сценическим шоу.

Сергей Курехин и "Поп-механика"
Сергей Курехин и "Поп-механика"

История главной группы Свердловска началась стандартно: двое друзей — Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий — решили вместе музицировать. они собрали команду, исполняя поначалу кавер-версии иностранных композиций (Бутусов плохо знал тексты, поэтому часто вместо английских слов звучал абстрактный набор звуков).

Вскоре написали собственные песни и попробовали их записать (дебют получил название «Али-Баба и 40 разбойников»). Первый «серьёзный» альбом «Переезд» Бутусов сотоварищи создали при поддержке музыкантов «Урфин Джюса» и лично Пантыкина — тот даже сыграл на рояле в песне «Ястребиная свадьба».

Но всё же свою узнаваемую форму команда обрела позже. В первую очередь повлияло знакомство с поэтом Ильёй Кормильцевым, который напишет большую часть текстов группы. Именно его жёсткие и необычные стихи, наполненные отсылками к литературе и нестандартными метафорами, станут одной из отличительных черт группы.

Параллельно с «Наутилусом» своё творчество начинала и группа «Чайф» — ещё одна будущая легенда свердловской музыки. Вот только в противовес Бутусову эта команда на протяжении всей своей карьеры практически не будет экспериментировать.

"Наутилус"
"Наутилус"

Ещё одна группа, без которой невозможен рассказ о свердловском роке, — «Агата Кристи» братьев Самойловых. Она появилась чуть позже коллег — в 1988 году. Хотя истинные фанаты иногда включают в дискографию и первые эксперименты Вадима Самойлова и клавишника Александра Козлова под названием ВИА «РТФ УПИ».

"Агата Кристи"
"Агата Кристи"

Известны и сибирский рок и панк, и башкирские рокеры. Но параллельно развивалась и набирала популярность, без сомнений, самая известная в будущем металл-группа нашей страны — «Ария».

В противовес подпольным рокерам, собиравшимся по собственной инициативе, тяжёлую команду организовал продюсер Виктор Векштейн. Он пригласил музыкантов ВИА «Поющие сердца»: басиста Алика Грановского и гитариста Владимира Холстинина. Петь позвали вокалиста распавшегося ВИА «Лейся, песня» Валерия Кипелова.

Виталий Дубинин, Валерий Кипелов
Виталий Дубинин, Валерий Кипелов

С самого начала группа взяла направление на копирование Iron Maiden и Black Sabbath. Музыку сочиняли сами участники, иногда очень близко снимая риффы западных коллег. А вот за стихи отвечали профессиональные поэты: Александр Елин и Маргарита Пушкина. Причём в данном случае именно тексты писали под готовую мелодическую основу (русские рокеры часто делали наоборот).

Потом Кипелов окончательно отделится от «Арии». Дубинин с Холстининым пригласят на вокал Артура Беркута из «Автографа». Потом он тоже уйдёт и создаст сольный проект. Коротко говоря, от «Арии» примерно раз в пять лет отпочковывается новый тяжёлый коллектив, играющий подобную музыку.

Пожалуй, стоит кратко упомянуть ещё две группы, которые сильно повлияли на развитие металла в СССР и России. Во-первых, это «Коррозия металла» — единственная массово известная трэш-команда под руководством Сергея Троицкого под псевдонимом Паук.

"Коррозия металла". Лютые были ребята. Выжили не все
"Коррозия металла". Лютые были ребята. Выжили не все

...Завершить стоит поистине шуткой судьбы - упоминанием о самом необычном событии на рок-сцене уходящего в историю СССР. Речь о массовом участии самых что ни на есть рок-групп в избирательной кампании Бориса Ельцина «Голосуй, или проиграешь». Мотивы понятны: его главным конкурентом на пост президента был коммунист Геннадий Зюганов. В акции приняли участие «Чайф», «Алиса», «Агата Кристи» и множество других рок- и поп-артистов. Это было не только официальное прощание нового со старым. Но и максимальная конформизация русского рока...

После распада СССР и смыслово, и социально, и философски, а, следовательно, и эстетически, рок-музыка, конечно, поменялась. С одной стороны, появились открытые, доступные, свободные рок-фестивали, журналы, клубы для ценителей и исполнителей этой музыки. С другой, никакого протеста, чувства бунтарства и связанной с этим романтики, уже не было. Рок-музыка в девяностые и нулевые, десятые и двадцатые, конечно, никуда не делась. Но в плане развития музыкальной части в роке с тех пор всё больше присутствует смешение с другими жанрами. В частности, с хип-хопом. Конечно, первые попытки вывести подобную музыку на отечественную сцену предпринимала ещё группа «Кирпичи» Васи Васина (на самом деле он Василий Васильев). Но в десятых этот стиль прославил Noize MC (Иван Алексеев), удачно миксующий отсылки к старому року и гитарную музыку с рэпом. До сих пор есть группы, продолжающие творчество, живы их создатели и поклонники. Хотя, конечно, не все - череду трагически оборванных жизней среди фанатов и музыкантов никто, увы, не отменял. Но тот самый бардовско-балладно-романсовый, при этом, бунтарский и хулиганский жанр, впитавшийся в почву и кровь наших соотечественников, конечно, остался в прошлом. Ну, и на рентгеновских пластинках.

-12

-13
-14