Море умеет хранить свои тайны. В его пучине лежат останки «Трэшера» и «Комсомольца», испанские галеоны, груженные золотыми слитками, и «Титаник». К ним можно спуститься в батискафе, произвести детальную съемку, но никто не сможет дать точный ответ, почему они оказались на дне морском…
Рассказ очевидцев
Вечером 17 июля 1996 года Дон и Джуди Фостеры прогуливались по берегу Файяр Айлэнд. Внезапно вечернее небо озарилось яркой вспышкой, за ней последовала вторая и послышался резкий свист и грохот взрывов.
Так они стали главными свидетелями гибели пассажирского лайнера «Боинг 747», совершавшего рейс №800 по маршруту Нью-Йорк – Париж. Он взорвался в небе на высоте четырех километров через 46 минут после вылета из аэропорта. В результате катастрофы погибли 212 пассажиров и 18 человек экипажа. Всего 230 человеческих жизней унесла та загадочная катастрофа. Ее тайна не разгадана и по сей день, хотя к расследованию причин гибели самолета и людей были привлечены лучшие эксперты армии, ФБР и АНБ.
Первая версия. Официальная
Утром 18 июля состоялась пресс-конференция в офисе авиакомпании «ТВА», которой принадлежал взорвавшийся самолет. Было заявлено, что в гибели лайнера виноваты международные террористы. У всех в памяти был свеж случай взрыва бомбы на борту самолета филиппинских авиалиний. Организатор и исполнитель взрыва 11 декабря 1994 года - террорист Рамзи Юсеф. Он сумел пронести на борт самолета компоненты взрывного устройства, которые не обнаружил наземный контроль. Когда самолет взлетел, Юсеф пошел в туалет, где собрал смертоносную самоделку. Она состояла из оружейного пороха, нитроглицерина, детонатора и таймера. Юсефу удалось поместить все компоненты бомбы в пластиковую бутылку из-под «пепси». Вернувшись в салон, он оставил замаскированную бомбу под сиденьем, а затем покинул самолет на промежуточной посадке в городе Кибу.
Бомба взорвалась через два часа. В результате взрыва погиб пассажир, сидевший на соседнем сиденьи, а самолет совершил вынужденную посадку в японском аэропорту Окинава.
Примерно такого варианта придерживались и представители американской администрации. Но эта версия была опровергнута авиакомпанией «ТВА». «Боинг» летел чартерным рейсом из Афин, поэтому в аэропорту Нью-Йорка он был полностью разгружен и осмотрен специалистами, затем вновь загружен и отправлен в полет. К тому же самолет подвергся тщательной уборке. В команду уборщиков входило 54 человека, которые сменили салфетки на заголовниках 452 кресел и пропылесосили обе палубы. Посторонний предмет был бы сразу обнаружен.
Версия ФАА
Федеральная комиссия по авиации назначила специальную комиссию для расследования причин катастрофы. Она приступила к работе 17 июля, и под ее наблюдением производился поиск и подъем обломков «Боинга». Как следует из материалов расследования, гибель самолета наступила после взрыва в центральной секции фюзеляжа, непосредственно перед крылом. В результате первого взрыва оторвалась носовая часть самолета, где находился салон первого класса, и рухнула в океан. Изуродованный, неуправляемый самолет продолжал полет со снижением, но через 24 секунды после первого взрыва прогремел второй, и объятый пламенем самолет рухнул с высоты два с половиной километра в океан. В живых никого не осталось. Когда спасательные команды поднимали из воды тела захлебнувшихся и обожженных пассажиров, большинство из них были пристегнуты к креслам ремнями безопасности. Было ясно, что все оставшееся время они из последних сил боролись за свою жизнь, пытаясь уцелеть в огненном кошмаре.
После того как громадный обломок лайнера упал в океан, пожар продолжался. Горело авиационное топливо, разлившееся по воде. Его запасы были велики: авиационного керосина марки JP-3 должно было хватить для перелета через Атлантику. Высокая температура и густой дым затрудняли работу спасательных самолетов Берегового командования и вызванных по тревоге самолетов Морской пехоты США. В адском пламени сгорели многие улики и вещественные доказательства, могущие пролить свет на причины катастрофы.
Комиссия ФАА выдвинула версию, что причиной взрыва послужило скопление горючих газов в носовой багажной секции, а детонатором послужило короткое замыкание в энергосистеме самолета. Но скрупулезный анализ записей черных ящиков показал, что на борту самолета все было в полном порядке, не считая незначительного падения давления в топливной системе.
Первая версия
Многочисленные исследователи моментально прицепились к этой детали, но были быстро разочарованы, так как давление пришло в норму за 15 минут до взрыва. Об этом свидетельствуют расшифрованные записи «черных ящиков» и переговоры экипажа.
Специалисты фирмы «Боинг» представили служебные формуляры самолета, в которых записывались все ремонтные и профилактические работы, проводимые на «Боинге» с момента его выпуска с завода. Как следует из записей, все регламентные работы проводились строго по графику, а серьезных поломок не случалось за весь период эксплуатации. Дефект в конструкции самолета не мог послужить причиной взрыва.
«Ракетная» версия
Еще одну версию гибели «Боинга» выдвинули представители независимой комиссии, состоящей из родственников погибших и журналистов. Главным виновником гибели 230 пассажиров они объявили… Военно-морской флот США, с корабля которого была запущена зенитная ракета, уничтожившая самолет! Основанием для такого заключения послужил случай с уничтожением гражданского иранского самолета американским эсминцем. Взлетавший пассажирский самолет «Эйрбас А-310» локаторщики эсминца приняли за низколетящий бомбардировщик «Су-24» (по своим геометрическим размерам они очень похожи), и капитан корабля отдал приказ: «Цель уничтожить!».
Эта версия просуществовала очень недолго. Она задевала честь и достоинство флота, поэтому военные моряки не стали отмалчиваться и пожимать плечами, а представили секретные графики маневров кораблей и учебных стрельб. Из них явствовало, что в момент взрыва самолета в данном районе не было ни одного боевого корабля ВМС.
Вторая «ракетная» версия
Но «ракетная версия» оказалась очень живучей. Потерпев поражение в «сражении» с военно-морским флотом, независимые исследователи выдвинули версию: зенитную ракету по самолету выпустили террористы! Они мотивировали свое предположение тем, что в опубликованном американским Сенатом отчете фигурировала следующая цифра: за прошедшие годы 200 переносных зенитных комплексов «Стингер» исчезли с армейских складов армии США. Можно было смело предположить, что часть из них попала в руки террористов, которые не упустили возможность применить «Стингер» на деле.
Это предположение опровергли эксперты из ФБР. Еще в самом начале расследования они тщательно исследовали обломки фюзеляжа самолета в районе предполагаемого места взрыва, но не обнаружили следов взрывчатки. Этот вывод поставил в тупик все комиссии, но он был неопровержим, так как подтверждался заключением и армейских специалистов. Кроме того, зафиксированная «черным ящиком» высота полета «Боинга» во время первого взрыва, делала его практически недосягаемым для ракеты «Стингер». Так отпала вся «ракетная» версия.
Заключение
Тайна гибели 230 человек и современного пассажирского самолета поставила в тупик лучших экспертов не только Америки, но и Франции, Германии и Великобритании.
Следователи в конечном итоге установили, что причиной катастрофы стал сбой в электросети, в результате которого произошло возгорание топливного бака и последующий взрыв.
И. ЗАЙЦЕВ, журналист
Санкт-Петербург
«Секретные материалы 20 века» №5. 1999