Помните мультик "Ну погоди"? Или "Том и Джерри"? Кот преследует Мышонка. Или Волк преследует Зайца.
Вроде бы все просто: несчастная жертва и ужасный преследователь. Но так ли просты Мышонок и Заяц? Ведь часто именно они создают ситуации, который прямо-таки взывают "Поймай меня!".
Получается, что это игра, в которую играют обе стороны.
Ведь на протяжении всего мультика именно эти двое постоянно вместе. По сути у Зайца нет никого ближе Волка. Зайцу нужен этот Волк, который его преследует.
Иногда заяц находит себе помощников, как и мышонок в "Том и Джерри". Они взывают о помощи к большим зверям, которые спасают их. И тогда игра становится ещё веселее.
В жизни эта модель была описана Стивеном Карпманом и названа Drama triangle или Треугольник Карпмана.
Жертва, Преследователь и Спасатель - роли, которые взяли на себя люди, чтобы получить желаемое. Как и в мультике, ни Преследователь, ни Спасатель, ни Жертва не собираются выходить из своего сценария.
И чаще всего, именно Жертва находит себе и Спасателя и Преследователя. Зачем ей это? Чтобы не брать на себя ответственность за свою жизнь. Ведь во всех несчастьях можно обвинить Преследователя. Окружающие посочувствуют, пожалеют. А жалость это то, что дает Жертве энергию.
А еще бывает так, что преследование - это единственная форма близости, доступная Жертве.
Пример: ребенок с детства видел, как мать боится отца, а сам он боялся и матери и отца, так как те использовали недопустимые формы воспитания. Он их боялся, но любил, - они же единственные родители, а он маленький ребенок. И потом, если ребенок не взбунтуется и не вырвется из этой модели, то став взрослым, он будет искать партнера, которого можно любить и бояться. По другому же он не умеет.
Как это может выглядеть в жизни?
Пример: изо дня в день подчинённый слушает крики босса, а потом идёт жаловаться друзьям на свою работу. Они ему сочувствуют, советуют, "спасают". Но на следующий день всё повторяется снова.
Очень часто эта модель встречается в дружеских, семейных, детско-родительских отношениях. Чаще всего игра в Жертву-Преследователя-Спасателя длится годами, и искать ее стоит скорее в устоявшихся, многолетних отношениях .
Бывает, что человек переходит из роли Преследователя в роли Спасателя, и наоборот. Пример: мать, которая ругает своего ребенка (Преследователь), а потом испытывает чувство вины и покупает ему мороженое (Спасатель).
А еще, все три роли может исполнять один и тот же человек. Даже по отношению к самому себе. Пример: сначала ругать себя за что-то (Преследователь), потом грустить по поводу своей никчёмности (Жертва), а потом жалеть себя и утешать фильмом, заеданием стресса и т.д. (Спаситель).
Замкнутый круг страданий. Но давайте разберемся, как распознать треугольник и выйти из него?
Как понять, что перед вами треугольник Карпмана?
1. Человек снова и снова оказывается в роли Жертвы, Преследователя или Спасателя.
2. Человек не берет на себя ответственность за свои действия ("Я ничего не могу сделать в такой ситуации" (Жертва)/ "Ну я же должен был ему помочь" (Спасатель)/ "он сам напросился" (Преследователь)).
3. У каждого из игроков есть своя эмоциональная выгода.
- Для Жертвы это жалость окружающих.
- Для Преследователя - самоутверждение.
- Для Спасателя - тоже самоутверждение, только другим способом.Ведь Спасатель, как и преследователь, играет с жертвой и делает ее зависимой от себя.
Как выйти из этого треугольника?
1. Главное и самое сложное - осознать, что вы играете в эту игру, увидеть свой сценарий со стороны.
Хорошая новость: треугольник (как и любая другая социальная игра) начинает разваливаться, как только вы его распознали.
2. Осознать свою роль в этом треугольнике и понять, какая у вас выгода от участия в нем.
3. Принять ответственность за развитие ситуации на себя. Перестать использовать оправдания ("Я ничего не могу сделать в такой ситуации"/ "Ну я же должен был ему помочь"/ "Он сам напросился").
Встречали ли вы треугольник Карпмана в жизни? В каких фильмах или книгах можно проследить эту модель?