Андрей МУСАЛОВ
Опубликовано в журнале «Ветеран границы». №2. 2013 г.
Красноярск. Расположенный в самом центре Сибири, этот город далек от рубежей России. Но, несмотря на расстояние, Красноярск многое связывает с государственной границей. В Красноярском крае находится одно из самых крупных в стране сообществ ветеранов-пограничников, насчитывающее около 40 тысяч человек.
ЗАПАСНОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОКРУГ
Есть такое расхожее выражение — «бывших пограничников не бывает». К председателю Региональной красноярской общественной организации сохранения традиций пограничных войск «Пограничник» Юрию Лопатину это относится в полной мере. Встретив нас, корреспондентов пограничных изданий, в своем рабочем кабинете, Юрий Иннокентьевич продемонстрировал снимки, сделанные в 1969 году, во время срочной службы. На них Лопатин — сержант 57-го Иманского пограничного отряда. Видно, что для хозяина кабинета служба в пограничных войсках — важная часть его личной судьбы. И он до сих пор неравнодушен ко всему, что происходит на рубежах страны. Неудивительно, что именно Лопатину предложили возглавить одну из крупнейших организаций ветеранов-пограничников России — Красноярскую.
Между прочим, на сегодняшний день его организация насчитывает более 5 тысяч человек. Не даром, в прежние годы Красноярск называли «Запасным пограничным округом». А всего в Красноярском крае находится одно из самых крупных в стране сообществ ветеранов-пограничников, насчитывающее около 40 тысяч человек.
Столько пограничников оказалось на берегах Енисея не случайно. В 1959 году, когда в городе была начата Всесоюзная ударная стройка по возведению Красноярского алюминиевого завода (КрАЗа), сюда устремилась молодежь со всей страны. В 1960 году шефство Пограничные войска взяли над строительством предприятия. Пограничникам, отслужившим срочную службу, вручались комсомольские путевки на строительство гиганта цветной металлургии. Нужно заметить, что для многих молодых людей это был отличный шанс изменить свою судьбу в лучшую сторону и очень многие воспользовались этим шансом.
26 марта 1960 года на Енисей прибыли первые посланцы границы. Вслед за ними приехали тысячи демобилизованных пограничников. Они строили не только сам КрАЗ, но и городские кварталы. Целый район города — Советский был возведен именно руками бывших пограничников. Многие из них после пуска первой очереди завода пополнили ряды металлургов, да так и осели в Красноярске и окрестностях.
В 1998 году из бывших воинов границы была создана Региональная красноярская общественная организация сохранения традиций пограничных войск «Пограничник». Первыми руководителями организации стали бывшие пограничники Иван Гнездилов и Юрий Семенов.
С тех пор, благодаря своей многочисленности и сплоченности красноярская организация пограничников не раз проявляла себя как активная общественная сила. Ее основные усилия всегда были сосредоточены на патриотическом воспитании молодого поколения, пропаганде пограничной службы среди населения края. И это не только традиционные уроки мужества, проходящие в школах 23 февраля. Ветераны Красноярского края мыслят широко. При школах они организуют пограничные музеи, детские пограничные заставы, проводят дискуссии, круглые столы, посвященные службе на границе. Участник организации — Геннадий Луговой, даже написал книгу о ветеранах Красноярья. Она называется «Пограничная крепость» и повествует о самых заметных ветеранах-пограничниках края.
— Мы состоим в хороших отношениях с руководством Управления пограничной службы ФСБ России по Приморскому краю. — рассказывает Лопатин. — начало было положено при бывшем начальнике управления – генерал-лейтенанте Владимире Лакизо. Благодаря содействию Владимира Ивановича в нашем городе неоднократно выступал ансамбль пограничного управления. Выступал с большим успехом.
Нынешний визит пограничников в Красноярский край — очередное звено в цепи мероприятий, организованных организацией ветеранов. Следует отметить, что нынешняя акция проводилась не только в столице края, но и в городе Боготол, расположенном в 250 километрах от Красноярска.
БОГОТОЛ
Боготол, это, прежде всего, железнодорожная станция Транссиба, построенная еще в ХIХ веке. Город и сейчас живет за счет железной дороги. В этом году Боготол объявлен еще и «культурной столицей края».
Проект «Культурная столица Красноярья», реализуется министерством культуры Красноярского края с 2009 года. Он позволяет сконцентрировать культурные ресурсы как краевого, так и муниципального уровней даже в отдельно взятом городе. В рамках этого проекта культурными столицами уже побывали города Железногорск (в 2010-м году), Назарово (в 2011-м) и Минусинск (в 2012-м).
В 2013 году, довольно скромный по численности (около 25 тысяч жителей), Боготол, сумел обойти в конкурсе девятнадцать претендентов и получить статус «культурной столицы Красноярья». Подарком городу стало выступление Центрального пограничного ансамбля ФСБ России.
Одним из гостей праздника, устроенного для жителей города стал пожилой мужчина с тростью в руке, на груди которого поблескивали пограничные медали. Подходим, знакомимся. Оказалось, что это житель Боготола Леонид Гордин. Он — ветеран-пограничник, в начале 70-х служил на Даманском, был комсоргом. В 1975 году принимал непосредственное участие в открытии памятника Стрельникову на одноименной пограничной заставе.
— Часто вспоминаю свою пограничную службу, — говорит Гордин. — Как ждали письма из дома, ходили в «дозоры», поднимались «в ружье» по тревоге... Моей обязанностью была проверка нарядов с 24 ночи до 7 утра. В это время суток внимание за границей было сконцентрировано особенное, местность просматривалась хуже, а тут еще волки да медведями переходившие границу портили инженерные сооружения, отвлекая наши наряды.
Нашему собеседнику случалось задерживать нарушителей. За четырехлетний срок службы у Леонида Николаевича немало наград, но самая дорогая и памятная из них — первая. Тогда «тревожной» группе во главе с сержантом Гординым удалось быстро и без потерь задержать перебежчика. За эту операцию Леонида Николаевича наградили знаком «Отличник погранвойск I степени».
Сегодня Леонид Николаевич занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи в городском военкомате. Одной из важнейших своих задач, не терпящих равнодушного похода, он считает всестороннюю подготовку ребят к армии. Гордин, и еще четыре десятка человек состоят в областной общественной организации ветеранов боевых действий города Боготола «Гранит». Организация регулярно проводит с местной молодежью различные военно-патриотические, спортивные мероприятия и даже парашютную подготовку.
МОЛОДАЯ СМЕНА
О том, как «Пограничник» проводит патриотическую работу удалось посмотреть на практике. Для этого Юрий Лопатин отвез нас в красноярскую школу № 108, где, как раз, проходил традиционный конкурс строя и песни среди учеников третьих классов. Кроме председателя организации в школу прибыло еще несколько ветеранов-пограничников, которым предстояло войти в жюри конкурса.
Гостей встретила директор школы Оксана Каменцева.
— В нашей школе ежегодно в канун 23 февраля проходят мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию. — рассказывает директор. — Это фестиваль патриотической песни, конкурсы чтецов и строевой песни. На каждое подобное событие мы приглашаем ветеранов-пограничников, которые уже давно стали для нас родными.
Несколько лет при содействии ветеранов «Пограничника» в школе был создан музей пограничной славы. На его стендах отражена не только история строительства Красноярского алюминиевого завода, но и основные этапы становления пограничной службы. Экспозиции постоянно пополняются, так как ребята и ветераны приносят личные вещи своих родственников.
В стенах музея нам довелось пообщаться с ветеранами из общественной организации «Пограничник». Многие из них входят в Совет музея. Один из создателей музея, Иван Гнездилов, рассказал о том, как происходит пополнение фондов музея. В основном экспонатами становятся подарки ветеранов и их семей. Для Гнездилова одним из наиболее дорогих сердцу экспонатов является красное знамя пограничной славы.
— Здесь в музее представлено знамя, которое в 1962 году было передано в дар ударной комсомольской стройке от пограничников Украины, — говорит Иван Киндидович. — В 60-е годы в Красноярском строительном тресте оно вручалось лучшему строительному коллективу по итогам работы за квартал. Сегодня в нашем музее представлена его копия без памятной надписи. А оригинал находится в московском историческом музее. Хотелось бы, чтобы наше, историческое знамя, со временем вернулось назад — в Красноярск.
При музее созданы и действуют военно-спортивный клуб «Ураган», поисковая и лекторская группы. По словам ветеранов, воспитание патриотов — это не только изучение героического прошлого своей Родины, но и возможность проявить себя в военно-спортивных играх, таких как «Патриот» и «Покров». Совет музея выступал инициатором районных и городских военно-патриотических акций — «Застава на Енисее» (в 2005 год) и «Пограничная слава России» (в 2008).
Подводя итог нашей беседы, один из ветеранов-пограничников, председатель благотворительного фонда «Защитников острова Даманский» Иван Лобов сказал:
— Пока еще живы ветераны Великой Отечественной войны, строители КрАЗа и свидетели событий на Даманском, мы, во что бы то ни стало должны рассказывать молодым ребятам о тех героических сражения и самоотверженном труде пограничников на стройке.
В ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ ДАМАНСКОГО
Вместе с председателем благотворительного фонда имени «Защитников острова Даманский» и главой Региональной красноярской общественной организации сохранения традиций пограничных войск «Пограничник» Юрием Лопатиным мы рассматриваем снимки памятника, установленного в городе Дальнереченск.
Памятник стоит на месте захоронения воинов-пограничников, погибших в ходе боев у острова Даманский. Он построен на деньги, собранные благотворительным фондом и ветеранами организации «Пограничник». История его сооружения заслуживает отдельного рассказа.
Срочную службу Иван Лобов и Юрий Лопатин проходили в Иманском пограничном отряде (позже город Иман был переименован в Дальнереченск). В 2004 году, спустя 35 лет после даманских событий, Лобов и Лопатин решили посетить свой родной пограничный отряд, побывать на местах службы, почтить память погибших воинов. Пограничники Дальнереченского погранотряда радушно встретили красноярцев, дали возможность побывать на заставах, даже попросили выступить перед молодыми пограничниками.
А вот посещение захоронения в Дальнереченске произвело на ветеранов гнетущее впечатление. Надгробья давно обветшали, поросли травой, по соседству пасся скот, а посредине мемориала красовалась коровья лепешка. Что ж память человеческая коротка! Погибшие герои для местных жителей слишком быстро стали безвестными фигурами. Да и местным пограничникам такая ситуация н делала чести…
Казалось бы, что делать в такой ситуации? Только посетовать на упадок нравов, да развести руками. Но «бывших пограничников не бывает»! Лопатин и Лобов не смирились с ситуацией. Вернувшись в домой, они решили во чтобы то не стало восстановить памятник. Но для этого нужны были деньги. Причем, деньги солидные. Поэтому для привлечения средств ветераны-пограничники Красноярского края, во главе с тогдашним руководителем организации «Пограничник» Юрием Семеновым, создали фонд. Возглавил его Иван Лобов.
Для привлечения средств, добровольные помощники фонда подготовили и направили в различные государственные инстанции и коммерческие структуры. Отклик был самым разным. Иногда следовал горячий отклик, но чаще — непробиваемое молчание. Как бы то ни было, фонду имени «Защитников острова Даманский» удалось аккумулировать необходимую сумму денежных средств.
В процессе сбора появилась идея, а зачем восстанавливать старый невзрачный монумент? Не лучше ли возвести новый – достойный памяти погибших воинов? Казалось бы, сказано — сделано. Представителям фонда удалось найти в Красноярске авторов будущего монумента. Ими стали скульптор Александр Ткачук и архитектор Андрей Касаткин. Были подготовлены эскизы и макет мемориального комплекса. Но тут дело встало. Причина — великая российская бюрократия.
— Страшно вспоминать, какие мытарства пришлось нам пережить, чтобы пробить этот проект, — сетует Юрий Иннокентьевич. — сколько порогов разных контор обить, со сколькими разного уровня начальниками побеседовать, сколько отписок получить...
Пока бюрократы тянули время, изменились цены. Фонд оказался в долгах. Вновь пришлось писать письма с просьбами о вспоможении. Долго ли коротко, но проект удалось сдвинуть с мертвой точки.
Зато памятник получился на славу. Он представляет собой фигуру пограничника в шапке-ушанке и полушубке, застывшую у пограничного столба. Пограничник словно сошел с тех памятных снимков 1969-го, когда на льду Уссури лилась кровь. Высота памятника — восемь метров. Чтобы его изготовить понадобилось более 40 тонн высококачественного розового гранита! Кроме того, было вырезано 30 мемориальных плит с именами павших. Каждая весом в одну тонну. Всего на монумент было использовано более 210 тонн одного только гранита!
Экономить пришлось на всем. Гранит закупали за рубежом (так дешевле), сам памятник изготавливали в Красноярске (опять-таки — экономия). Следует отметить, что часто, узнав, что именно они строят, люди выполняли свою работу с большой скидкой, а то и вовсе бескорыстно. Лобов вспоминает:
— Когда потребовалось изготовить бронзовое литье для мемориала, работа была оценена в 80 000 рублей. Я рассказал рабочим, для чего это делается. Они выполнили эту сложную работу бесплатно.
Изготовить памятник был полдела. Не меньших усилий потребовало возведение мемориального комплекса. Элементы мемориала пришлось вести из Красноярска в Дальнереченск по железной дороге. Потребовалась дорогостоящая аренда вагонов. На месте сборки не оказалось рабочих подходящей квалификации. Их также пришлось везти из Красноярска. Лобов и Лопатин то и дело пропадали на месте строительства, контролировали ход работ. Ездили за счет своих отпусков.
Но результат стоил усилий. В мае 2008 года, когда мемориал был открыт, стало ясно – это один из лучших пограничных мемориалов в России. Помимо памятника и намогильных плит в него вошел и сквер, по-соседству - для него фонд доставил из Красноярска фонари, эффектные скамьи и даже мусорные урны. Сквер стал подлинным украшением Дальнереченска. Ночью комплекс подсвечивался особыми антивандальными светильниками. К сожалению, некоторые жители не сумели оценить сделанное для их города. Они сумели-таки расковырять антивандальные светильники, вытащив проводку. Памятник остался без подсветки.
Несмотря на подобное отношение к памятнику дальнереченцев, ветераны Красноярска не унывают. Они сделали главное — выполнили свой долг перед бывшими сослуживцами, увековечили их память. Теперь у фонда имени «Защитников острова Даманский» новые планы – реконструкция мемориального комплекса в населенном пункте Камень-Рыболов, где захоронены еще тринадцать воинов-пограничников, погибших на Даманском. К сожалению, и там могилы выглядят неухоженными, а сам мемориал сильно обветшал.
Лопатин и Лобов показывают нам проект нового мемориала, который планируется возвести в Камень-Рыболове. Его авторами также выступили скульптор Александр Ткачук и архитектор Андрей Касаткин. Ожидается, что памятник мемориала будет выполнен в виде автоматов Калашникова, составленных в пирамиду. Возможно, материалом также послужит гранит. Вот только денег на мемориал собрать пока что не удается. Хочется верить, что и на этот раз отыщутся неравнодушные люди, желающие оказать помощь в деле увековечивания памяти о погибших героях.
Фото автора