Найти тему
МИГ ТВ

«Позывной Пассажир»: начало положено

Новый фильм о войне на Донбассе кому-то перевернул душу, а кому-то испортил вкус попкорна. В российских кинотеатрах вышла в прокат картина под названием «Позывной Пассажир» о гражданской войне на Донбассе. Наш корреспондент посмотрел фильм и почитал отзывы о нем других зрителей. Было над чем задуматься.

Главную роль писателя Николая Рябинина в фильме «Позывной Пассажир» сыграл талантливый актер Антон Шагин. В остальных ролях также снялись известные российские актеры. Скриншот с сайта kino-teatr.ru
Главную роль писателя Николая Рябинина в фильме «Позывной Пассажир» сыграл талантливый актер Антон Шагин. В остальных ролях также снялись известные российские актеры. Скриншот с сайта kino-teatr.ru

Режиссер Илья Казанков известен в основном по сериалам. Снимал детективы, молодежные комедии. И тут из-под его «пера» выходит полный метр, да еще на такую серьезную тему, как события на Украине. Что для нашего кинематографа уже само по себе редкий случай.

Модный московский писатель в 2015 году отправляется на Донбасс искать своего пропавшего без вести брата, воюющего на стороне защитников ДНР. Брата так и не находит, но сам берет в руки оружие. Из прожигающего жизнь хипстера главный герой становится бойцом ополчения. Такой вот сюжет. В основу сценария лег роман Александра Проханова «Убийство городов».

Я родился в городе Снежное, что на востоке Донецкой области. Там прошло мое детство, там до сих пор живут мои родственники и друзья. В 2014-2015 годах в тех местах шли жестокие бои – местные ополченцы с оружием в руках поднялись на защиту родной земли от украинских неонацистов. Воевали и мои бывшие одноклассники, их друзья, коллеги, родственники. А их жены, матери, малые дети прятались по подвалам от обстрелов и бомбежек.

Километрах в десяти от города располагается большой мемориальный комплекс Саур-Могила. Каждый год на 9 Мая мы ездили туда с дедом-фронтовиком. Еще был Советский Союз, я был маленьким мальчиком, любил лазить по пушкам и танкам, установленным там в качестве музейных экспонатов. Дед надевал свой парадно-выходной пиджак с орденами и медалями (только на День Победы и надевал его) и в строю ветеранов шел возлагать цветы к огромному обелиску на самой вершине кургана, который в хорошую погоду было видно за десятки километров. Еще с детства так повелось: всякий раз, когда я приезжал в Снежное, на подъезде к городу обязательно должен был увидеть шпиль Саур-Могилы и сказать себе: «Вот я и дома!»

Когда в 2016 году после трехлетнего перерыва я приехал навестить родственников, то не увидел обелиска. Весь мемориальный комплекс лежал в руинах, разбитый украинской артиллерией и авиацией. Неонацисты несколько раз пытались взять штурмом эту высоту, но так и не смогли. Поднимаясь на вершину кургана, рядом с могилами бойцов Великой Отечественной я увидел свежие кресты. Это были могилы ополченцев. С надгробных фотографий на меня смотрели мои ровесники и те, кто годился мне в сыновья.

К чему я все это рассказываю? Чтобы вы поняли, какое значение для меня имеет тема Украины и Донбасса. И вот выходит фильм
об этих событиях. Чуть ли не первый в истории, снятый именно как художественная лента. Представляете, с какими чувствами я шел его смотреть? Моя душа была как оголенный нерв – малейшая фальшь или неправда могли перечеркнуть все. Но в том-то и дело, что фальши там не было.

Режиссер Илья Казанков снял очень правдивое кино. Жесткое, кровавое, возможно, слишком натуралистичное. Такое не посмотришь с попкорном – подавиться можно. Но ведь именно так было на самом деле! И варварские обстрелы мирных домов, и пытки пленных ополченцев, и люди, выходившие с красным советским флагом навстречу украинским танкам.

Из кинотеатра я вышел как пришибленный. На вопрос жены, понравился ли мне фильм, я не знал, что ответить. Здесь лично для меня категория «нравится – не нравится» не работает. Фильм будоражит, ранит, оставляет в душе тяжелый, кровавый след. Наверное, так и должно быть, когда для экранизации берется такая тема. По-другому просто нет смысла.

Уже потом, изучая отзывы о картине, я встретил много негатива. То, что мною было отнесено к достоинствам фильма, некоторые рецензенты сочли недостатками. Да, натуралистично. Да, кроваво. А как вы хотели?

Больше всего мне «понравился» такой вот комментарий, размещенный на сайте «Отзовик»: «Украинская трагедия и война на Донбассе – это сейчас хайповая тема, и подобных фильмов, я уверена, в ближайшее время будет много». Вот оно что! Оказывается, это «хайповая тема». Кто не знает, хайп – это шумиха вокруг чего-то незначительного, раздувание бури в стакане воды. Вообще-то на Донбассе сейчас вершится история нашей страны, да и всего мира. Вершится не только с помощью оружия, но и посредством кинокамеры, микрофона, печатного слова.

И в чем я абсолютно согласен с автором вышеупомянутого поста, это в том, что таких фильмов должно быть больше. Об ополченцах Донбасса, участниках специальной военной операции, волонтерах. Обо всех, кто вносит свой вклад в Победу. Именно они, а не звезды столичных тусовок сегодня герои нашего времени. Слава богу, начало положено. Продолжение следует.

Евгений Демьянюк