Найти в Дзене

Художник Нелли Мамеева. Волшебная палитра нитей

Нелли Мамеева — автор художественных гобеленов, оформлявшие модные интерьеры Смоленска и области. Родилась 9 сентября 1938 в г. Смоленске. В 1958 окончила Витебское художественно-графическое училище, работала преподавателем изобразительного искусства во Дворце пионеров г. Смоленска. В 1967 окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. После возвращения в Смоленск работала художником Смоленских художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР, вступила в Союз художников. С1990 по 1995 преподавала в колледже при Смоленском государственном институте искусств. Нелли Георгиевна Мамеева — выпускница высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, легендарной «Мухи» (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица). Сюда стремились поступить и получить профессию художника монументального и декоративно-прикладного искусства многие одарённые молодые люди Советского Союза. Насыщенные ака

Нелли Мамеева — автор художественных гобеленов, оформлявшие модные интерьеры Смоленска и области.

Нелли Георгиевна Мамеева. Смоленск 1980г.
Нелли Георгиевна Мамеева. Смоленск 1980г.

Родилась 9 сентября 1938 в г. Смоленске. В 1958 окончила Витебское художественно-графическое училище, работала преподавателем изобразительного искусства во Дворце пионеров г. Смоленска.

В 1967 окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. После возвращения в Смоленск работала художником Смоленских художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР, вступила в Союз художников. С1990 по 1995 преподавала в колледже при Смоленском государственном институте искусств.

Нелли Георгииевна Мамеевп 1965 г.
Нелли Георгииевна Мамеевп 1965 г.

Нелли Георгиевна Мамеева — выпускница высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, легендарной «Мухи» (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица). Сюда стремились поступить и получить профессию художника монументального и декоративно-прикладного искусства многие одарённые молодые люди Советского Союза.

Н. Г. Мамеева. Гобелен《Весна》,33х33,1992г.
Н. Г. Мамеева. Гобелен《Весна》,33х33,1992г.

Насыщенные академические программы, талантливые педагоги и столичная культура обеспечивали студентам высокий уровень профессиональной подготовки.

Н. Г. Мамеева. Гобелен《Лето》,33х33,1992г.
Н. Г. Мамеева. Гобелен《Лето》,33х33,1992г.

Создание гобелена ремесло трудоемкоё. Художник разрабатывает подробный эскиз, рисует картон в натуральную величину произведения, натягивает нити основы на специальную раму, подбирает цвет и фактуру рабочих нитей, и ряд за рядом вручную ткёт уникальную картину.

Н. Г. Мамеева. Гобелен《Осень》,33х33,1992г
Н. Г. Мамеева. Гобелен《Осень》,33х33,1992г

У каждого художника свой стиль, особые приемы, мастерство исполнения. Тканая картина во все времена была предметом роскоши, украшением дворцов и дорогим подарком.

Н. Г. Мамеева Гобелен《Зима》,33х33,1992г
Н. Г. Мамеева Гобелен《Зима》,33х33,1992г

Нэлли Георгиевна много работала с натурой: писала пейзажи, натюрморты, портреты маслом и акварелью.

《Гурзуф》. Бумага, акварель, 30х42, 1980г.
《Гурзуф》. Бумага, акварель, 30х42, 1980г.

Её живописная манера перешла в многоцветное переплетение нитей , преобразовав рельефы гобеленов в импрессионистические панно. 

Н. Г. Мамеева. Гурзуф. 1980. Бумага, акварель, 30х42.
Н. Г. Мамеева. Гурзуф. 1980. Бумага, акварель, 30х42.

Елена Попова, искусствовед:

В Смоленск Н.Г. Мамеева вернулась в 1968 году. Здесь её занавесами и гобеленами были оформлены многие сцены и интерьеры дворцов культуры. Знаковым стал заказ занавеса для зала мотеля «Феникс», расположенного недалеко от Смоленска. Этапность этой работы связана не только с трудностями связанными с большой величиной занавеса, для выполнения которого пришлось искать подходящую по размеру мастерскую. Она была найдена, лишь, в Курске. Профессиональность с которым выполнено это, почти, монументальное произведение декоративного искусства и его яркое художественное решение позволили Н.Г. Мамеевой стать участницей Всесоюзной выставки. 
 Изначально Н.Г. Мамеева выполняет исключительно авторские произведения — от эскиза и картона до исполнения в материале. В своих работах она применяет все классические приёмы переплетения нитей, используя лён, шерсть, сезаль. Одна из ключевых основ в создании художественного образа её произведений цветовое решение, фактура поверхности, состоящая не только из многообразия ткацких приёмов, но и её объёмности. 
Гобелен 《Осенний лён》. Шерсть, лён, 220 х 170, 1980г.
Гобелен 《Осенний лён》. Шерсть, лён, 220 х 170, 1980г.

Темы её тканых картин часто связаны с её родным городом. Так, в гобелене «Смоленский лён», воплотилась красота края, славящегося бескрайними полями цветущего льна. Этот гобелен вошёл в экспозицию отдела Смоленского государственного музея — заповедника «Смоленский лён».

Интерьер вестибюля музея «Смоленский лен», размещавшегося в Троицком соборе. Гобелены «Осенний лен» (слева) и «Смоленский лен» (справа), автор Нелли Георгиевна Мамеева. Фото: из архива Смоленского государственного музея-заповедника.
Интерьер вестибюля музея «Смоленский лен», размещавшегося в Троицком соборе. Гобелены «Осенний лен» (слева) и «Смоленский лен» (справа), автор Нелли Георгиевна Мамеева. Фото: из архива Смоленского государственного музея-заповедника.

Другие произведения Н.Г. Мамеевой вошли в крупнейшие собрания: Смоленского государственного музея-заповедника, Дирекции художественных фондов и проектирования памятников, Дирекции выставок Союза художников России, а также в частные коллекции России, Белоруссии, Германии, Японии.

Н. Г. Мамеева. Букет сирени. Х., м. 2000г.
Н. Г. Мамеева. Букет сирени. Х., м. 2000г.