Найти в Дзене
PuzzleMaker

В.А. Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром

Всем привет и снова Моцарт! Во какой аж четверной альбом я прикупил недавно: Музыка, понятное дело, очень хорошая. Одно слово - Моцарт! Не понятно мне другое - как можно одновременно бренчать по клавишам фортепиано и махать дирижёрской палочкой?! А ведь именно этим и занимался на протяжении всех четырёх пластинок Даниэль Баренбойм! Если, конечно, верить надписи на обложке - "soloist and conductor". Похоже, я вообще не понимаю в музыке. И особенно - в симфонической. В камерной, впрочем, тоже... Но не будем о грустном! Полиглотам я предлагаю почитать информацию (на зарубежном языке), а всех остальных просто приглашаю послушать. Но, если уж никак не унять жажду чтения, а склонностью к иностранным языка Бог обделил (я себя, прежде всего, имею в виду!), то предлагаю русскоязычный текст, извлечённый из данной картинки сервисом "яндекс-переводчик". *** МОЦАРТ: ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ
Именно Моцарт, по сути, усовершенствовал фортепианный концерт как музыкальный жанр. Как выразился критик Альфред

Всем привет и снова Моцарт!

Во какой аж четверной альбом я прикупил недавно:

-2
-3
-4

Музыка, понятное дело, очень хорошая. Одно слово - Моцарт! Не понятно мне другое - как можно одновременно бренчать по клавишам фортепиано и махать дирижёрской палочкой?! А ведь именно этим и занимался на протяжении всех четырёх пластинок Даниэль Баренбойм! Если, конечно, верить надписи на обложке - "soloist and conductor". Похоже, я вообще не понимаю в музыке. И особенно - в симфонической. В камерной, впрочем, тоже...

Но не будем о грустном!

Полиглотам я предлагаю почитать информацию (на зарубежном языке), а всех остальных просто приглашаю послушать.

Но, если уж никак не унять жажду чтения, а склонностью к иностранным языка Бог обделил (я себя, прежде всего, имею в виду!), то предлагаю русскоязычный текст, извлечённый из данной картинки сервисом "яндекс-переводчик".

***

МОЦАРТ: ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ
Именно Моцарт, по сути, усовершенствовал фортепианный концерт как музыкальный жанр. Как выразился критик Альфред Эйнштейн, фортепианный концерт был "собственным, сугубо личным творением композитора". Моцартовские 27 фортепианных концертов представляют собой апофеоз инструментального концерта - по сути, сочетание виртуозных концертных и симфонических элементов. Хотя Бетховен, Шуман, Брамс и их преемники модифицировали достижения Моцарта и сильнее подчеркнули различные аспекты, они не внесли каких-либо существенных изменений в его структуру. Концерт для фортепиано с оркестром предъявлял самые высокие требования почти ко всем аспектам музыкальной личности Моцарта - в конце концов, он был виртуозным исполнителем, виртуозным симфонистом и оркестровщиком, а также художником, который работал в соответствии со вкусами общества. Как композитор с наибольшей выразительностью, он расширил сферу концерта, наделив его доселе неизвестными глубинами и далеко выйдя за рамки его
первоначальной функции простой бравуры.


Фортепианные концерты Моцарта можно разделить на группы. Первые фортепианные концерты (К37, 39, 40 и 41) 11-летнего композитора когда-то считались оригинальными произведениями, но на самом деле они являются
частично (то есть произведениями разных композиторов, собранными и переставленными местами). Для этих концертов Моцарт выбрал несколько элегантных и стильных сонатных фрагментов парижских композиторов, писавших во французском стиле galant. За этими концертами-стилизациями следуют художественные декларации независимости, датируемые его зальцбургскими годами (1773-1777). Именно тогда начался его выдающийся и прогрессивный вклад в развитие симфонического виртуозного концерта. The D
большой концерт K175, произведение, написанное, когда композитору было 17 лет, использует большой оркестр и уже затрагивает вопрос, который должен был постоянно занимать Моцарта, а именно, как объединить "ученый" и галантный стили. Утонченное светское искусство преобладает в легких концертах К238 и 246, второй из которых был написан для графини Лютцов, слияние виртуозного исполнения и симфонического стиля Моцарта достигло своей первой кульминации в концерте ми-бемоль К271, написанном в 1777 году для некой мадемуазель Женехомм, парижанки, пианистки, недавно скончавшийся в Зальцбурге. В этом уникальном произведении, в котором солист и оркестр разделяют первоначальное представление первого тематического материала вступительной части, художественный прогресс Моцарта по сравнению с его предыдущей фортепианной музыкой сравним с достижениями Бетховена между его первыми двумя симфоническими
произведениями и "Эротикой". Размеры произведения выходят далеко за рамки условностей, и, без сомнения, K271 знаменует собой начало симфонического концерта для фортепиано с оркестром классической Романтической традиции.
Годы, проведенные в Вене между 1782 и 1786 годами, были счастливыми и успешными для Моцарта, и вышло не менее 15 фортепианных концертов, шесть из которых датируются только 1784 годом. Серия началась с концертов К413, 414 и 415, которые образуют своего рода вступительную группу. Это виртуозные произведения, созданные для того, чтобы удовлетворить вкус венской публики и продемонстрировать мастерство Моцарта как homo novus, или нового таланта на венской музыкальной сцене. Поистине великие венские фортепианные концерты Моцарта были представлены K449 в 1784 году, произведением, предназначенным для ученицы Моцарта из Зальцбурга
Барбары Плойер. Этот концерт, также ми-бемоль, написан для небольшого струнного оркестра, гобоя и валторны ad libitum, отражающие опыт Моцарта
в линейном двухчастном сочинении композиторов эпохи барокко.

Симфонический элемент снова выходит на первый план в концертах К.450, 451 и 453, произведениях, "которые заставляют потеть", в которых щедро задействован оркестр и которые объединяют пианистический блеск в структурное целое. Группу из восьми больших концертов, датируемых 1784-1786 годами, открывает произведение си-бемоль K456, написанное для слепой пианистки Марии Терезии фон Паради. Это произведение на футуристический "французский" стиль, полный мажорных /минорных модуляций, с набором соль-минорных вариаций в качестве медленной части и с неожиданными эффектами для деревянных духовых инструментов. Моцарту особенно нравился концерт фа мажор K459. И он все еще играл его в своих самых последних концертных турах, в исполнении В. Ульмана Apotheose des Spiels ("Апофеоз игры") находится на определенной ироничной, игривой дистанции благодаря формальным моделям концерта Моцарта: "военной" первой части и буффоновскому, непринужденному финалу. Вскоре после этого из уст композитора полился апофеоз демонического ручейка в форме концерта ре минор К466, от февраля 1785 года, произведение из мира Дон Жуана. Это был первый концерт Моцарта в минорной тональности, и это не что иное, как музыкальный автопортрет. В академии в марте 1785 года Моцарт сыграл концерт до мажор, К467. Это произведение представляет собой практическое применение классического принципа извлечения максимального потенциала
из мельчайших тематических идей. K482 несколько ближе к традиционной модели: легко усваиваемые мелодии, насыщенный пассаж, электронная структура и (за исключением C минорное анданте) красноречие, приятное для слуха. Концерт ля мажор, K488, завершенный в начале марта 1786 года, представляет собой крупномасштабный синтез всех различных элементов
концертной модели Моцарта. Симфонические элементы соседствуют с галантными чертами, виртуозность - с интимностью, мелодическое изобилие - с формальной строгостью, и по этим причинам именно это произведение достигло такого уровня популярности, какого не достигал ни один другой концерт Моцарта. Даже самый проницательный критический анализ не заставил бы заподозрить, что концерт до минор К491 - подвеска к К466, но с уклоном в бетховенскую монументальность - была написана одновременно с основным произведением "Улыбаясь". Большой оркестр с самого начала гарантирует симфонический характер, и это усиливается продолжительной прелюдией и заключительной частью. То Ми-бемоль Ларгетто отсылает к миру священников в "Волшебной флейте", а в финале звучат вариации на тему марша из 16 тактов. В декабре 1788 года Моцарт завершил концерт до мажор, K503, последний из концертов, написанных в годы успеха Вены. Это произведение
примирения и равновесия. Среди прочего, достигается баланс между симфонической полнотой и концертантской бравурностью.

Два последних концерта отличаются от своих предшественников. Моцарт написал их после того, как его популярность уменьшилась, и он давал очень мало концертов в Вене. Он сочинил ре мажор Концерт К537 в феврале 1788 года, и исполнил его в следующем году в Дрездене и Потсдаме, и, наконец, осенью 1790 года на коронации императора Леопольда II во Франкфурте - отсюда название "Коронация", которое с тех пор прочно закрепилось за произведением. "Коронация" это один из немногих фортепианных концертов Моцарта, предназначенных для создания эффекта, и он относится к категории праздничных концертов и виртуозных демонстрационных произведений. 4 марта 1791 года, в последний год своей жизни, Моцарт впервые исполнил концерт си-бемоль, K595, в столице Австрии. Контраст между тремя частями минимальный. Лирическое спокойствие - доминирующее настроение в этом последнем фортепианном концерте Моцарта.

Карл Шуман
Перевод и адаптация: Warner Classics

***

-5

Вот содержание четырёх пластинок:

-6
-7

Кстати, снова по непонятным причинам ютуб заблокировал первую сторону первого диска. А остальные - разрешил...

В.А. Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром. Сторона 1.mp4

-8
В.А. Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром. Сторона 2.mp4

-9
В.А. Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром. Сторона 3.mp4

-10
В.А. Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром. Сторона 4.mp4

-11
В.А. Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром. Сторона 5.mp4

-12
В.А. Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром. Сторона 6.mp4

-13
В.А. Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром. Сторона 7.mp4

-14
В.А. Моцарт. Концерты для фортепиано с оркестром. Сторона 8.mp4

disco precedente

disco successivo

Виниловые пластинки из коллекции Андрея Устюжанина