Найти тему
dmitriySay

«Тереза Ракен» Роман Эмиля Золя - Это «Преступление и наказание с AliExpress»

Я люблю европейскую классику, ее влияние на мировое культурное наследие переоценить невозможно, но порой встречаются некоторые экземпляры, которые, возможно лишь только у меня, вызывают каскад чувств негодования. Сегодня мы поговорим об одном таком экземпляре. Прошу не любить и не жаловать – «Тереза Ракен» Роман Эмиля Золя.

Без долгих прелюдий перейдем непосредственно к причинам моего непринятия. Данная книга это фантастический пример явной графомании. Такой поток эмоционального текста ни о чем мне не встречался за пределами отечественной классики еще ни разу. Интерес вызывает только начало, ровно до убийства, может еще немного дальше, после этого начинается бред сумасшедшего.

Вышедшая через два года после нетленки Достоевского «Преступление и наказание», Тереза Ракен полностью заимствует основную тематику, немного меняя мотивы, переводя всё это в романтическое русло, при этом убирая вообще хоть какую-то глубину философской мысли. Да, я не могу причислить себя к ярым фанатам «Преступления и наказания», но там я хоть как-то могу поверить в страдания героя, благодаря его аморфности и вообще определенных ориентирах на моральных дилеммах. И если у Достоевского читатель мог в это верить, да и к тому же еще между страданиями был какой-то нарратив с детективной составляющей и активной окололюбовной линией с проституткой, то у француза нет и этого. Я готов поспорить, что из книги можно вычеркнуть 50% текста и она не потеряет вообще ни капли нарратива. То есть, я говорю не про "ненужные сюжетные ветки", а именно просто о наборе предложений, которые пять раз подряд означают одно и тоже –как ей было плохо, как она страдала, как она мучилась. Вот заменить всё это на "Ее терзали невероятные мучения" и книга станет вдвое короче. По итогу имеем сомнительную графомания литератора, которому, судя по всему, платили за строки текста. У меня есть подозрения, что именно такая экономичная политика в литературе 19 века привела к тому, что наша классика состоит на 50% из воды. И есть мысли, что во Франции тоже этим грешили.

Ладно, опустим этот жирнейший минус, которого уже достаточно, чтобы эта книга служила разве что опорой для неровного стола (автор же старался на толщину работать, вот пригодится).

Перейдем к следующему - вымученная история раскаяния и терзаний за преступления. Может быть в романтизированном 19 веке в это и можно было поверить, но достаточно получаса просмотра НТВ, чтобы понять, что люди ужасны в своей беспринципности. Никто не страдает и не раскаивается. А уж тем более годами не вымучивают из себя свои грехи. Да совесть гложет, да есть переживания, но чтоб ТАКИЕ. Так не бывает. Взрослые, умные, расчетливые и, на что в первой четверти книги делается огромный акцент, совершенно без совестливые люди (Тереза никогда не о чем не волновалась, ее не заботил муж, тетка, она жила с ними, потому что у нее не было выбора, она к ним ничего не чувствовала. Любовник ее совершенно не терзался муками совести, что спит с женой друга, считал его аморфным, и просто осознанно пользовался его дружбой, любовью его матери). И вот они! Достигнув своего плана резко охладели друг к другу и перестали спать из-за кошмаров. Можно было бы предположить разыгравшееся безумие на фоне стрессовой ситуации у одного. Но тут одинаковые симптомы у обоих. Это невозможно. Но автор пользуется этим моментом, чтобы награфаманить огромное количество бесполезного текста, особо не заморачиваясь над нарративом истории. А какой был потенциал! Расчётливая Тереза, которая избавилась от мужа, получила любовника. Могло оказаться, что она всё спланировала, что с помощью него же (или кого-то другого) она могла бы опозорить Оливье (жену друга семьи), чтобы ее бросил муж и с помощью тетки и посиделок по четвергам заполучить уже его. И в итоге она при деньгах, хорошем муже при положении в полиции в полной безопасности.

Или же ее любовник мог оказаться хитрым подлецом, избавившись от друга, он бы избавился уже от жены и ее тетки, после полного переписывания ее капитала на него. А в итоге, вместо этого, мы имеем «Преступление и наказание с AliExpress». Где сюжет развивается до убийства, а дальше всю историю можно рассказать в двух предложениях. И поблагодарить автора могу лишь за то, что его произведение хотя бы короче достоевской классики.

«А есть ли в этой книге что-то хорошее?» - задался я себе вопросом.

Однозначно красивый авторский стиль. Он не слишком замудрен для классики, плюс не пользуется повествованием от первого лица, за что моя отдельная благодарность.

Но всё же хочется подсветить интересный момент.

Всё-таки плюсом, нежели минусом, могу выделить опустошение в конце. Автор так часто повторяет слова ненависти к бывшим возлюбленным, так часто выстраивает между ними барьер, что к концу ты просто не хочешь любить. Это очень скучная и аморфная - как герой-утопленник этого произведения - книга, но я бы советовал ее при расставании. Она возможно поможет пережить потерю любви, полностью обесценив оную в глазах читателя.

Благодарю за прочтение! Хороших книг вам в ленту!