Открываем завесу тайны: почему в одно и то же «сложное время» дети одних родителей учат английский, других даже не думают о такой необходимости, а третьи не справляются с ситуацией…
Вот так бывает...
Был в моей практике забавный и, одновременно, горестный случай.
Было это в маленьком северном посёлке малокомплектной школы.
Ко мне, единственному в посёлке учителю по английскому языку, обратилась мама первоклассника с просьбой начать заниматься с её ребёнком английским языком досрочно.
Это была наша с дочкой первая пережитая зима на крайнем Севере: первый опыт 6 месяцев существования в условиях практически кромешной круглосуточной темноты, зверских ветров и вечного ожидания опасности встречи с белым медведем...
Наступил сезон долгожданного солнца, впереди маячил заслуженный длинный летний отпуск на "материке"... Поэтому о такой перспективе - не могло быть и речи.
Благородные намерения
Я видела забавного, симпатичного, активного мальчугана шныряющего по школе тут и там: отбрасывала неприятные сомнения, вызванные настораживающими предостережениями опытных коллег...
К тому же, успокаивала себя мыслью о благородстве своего поступка, основанном на умозрительном заключении экономии бюджета семьи, которую я якобы способствовала таким своим решением...
Мыслью, что мальчик неизбежно придёт в сентябре во 2-й класс единственным в этом классе ребёнком, а значит у нас с ним будут шикарные возможности справится с любыми возможными трудностями освоения английского языка - я очистила последние остатки угрызения совести своего отказа.
Бумеранг
Насторожилась я, с наступлением 1 сентября. Как и многие жители северных краёв, вернулась семья в посёлок спустя 3 недели от начала учебного года...
Сложно будет конечно наверстать 6 пропущенных уроков в условии утверждённой (считай - навязанной) некорректной образовательной программы 2-го класса: но возможность проведения добровольных дополнительных занятий никто не отменял - подбадривала я себя.
И первая неделя прошла как по маслу: я быстро нашла общий язык с ребёнком, мы с легкостью "замотивировались" и стартанули!
Единственное - "НО" мешало: почему-то мы не укладывались в объём времени урока, хотя он оказался действительно единственным учеником класса... Почитай - индивидуальное образование!
Казалось это временным и несущественным.
Ещё неделю спустя я поняла: у нас проблемы!!!
Мальчик очень быстро забывал пройденное до следующего урока, дома совсем не умел самостоятельно учится (выполнять домашние задания) и мы ходили по кругу урок за уроком... Ребёнок оказался совсем маленьким: не готовым к обучению! Чтобы удержать его внимание хотя бы 5 минут, какие только трюки мне не приходилось выполнять перед ним!
После каждого урока я была эмоционально "выжита, как лимон": как будто провела урок в классе с детьми на 30 человек...
Я понимала: двигаться дальше по программе было бессмысленным, так как это быстро привело бы к демотивации ребёнка... Успокаивало то, что методика движения по кругу всё-таки давала результаты: мальчик выучил свои первые 10 слов и звуки с буквами... Но прошло в общей сложности 5 недель с начала учебного года: это 10 уроков! Мы освоили только 4.
Очень нервировала необходимость следовать школьной программе... Ведь, чтобы прийти к индивидуальной программе, о возможности которой говорится в образовательном стандарте, нужны основания. Это не хилая бюрократическая процедура, на которую редко какой родитель и администрация какой школы согласится...
Я решилась: предложила родителю мальчика эксперимент, суть которого заключалась в добровольных, дополнительных, бесплатных, ежедневных занятиях до момента, пока не нагоним программу.
Мама согласилась. Я честно выполняла свои обязательства на протяжении 2-х недель. Лёд тронулся: ребёнок оказался способным. Просто требовался "индивидуальный подход". Казалось, всё наладилось: я приняла правильные оперативные решения и предприняла правильные оперативные действия.
И вдруг ребёнок заболел... Отсутствовал две недели, по истечении которых выяснилось, что мальчик забыл 80% пройденной информации!
Я не сдавалась: мы снова занимались в нашем режиме неделю. Ребёнок совсем не выполнял домашние задания. Приходилось снова и снова разговаривать с мамой и убеждать, что сын способный, просто не организован, маленький, с проблемами концентрации внимания и ему нужна помощь.
Мне было физически и морально трудно. Я начала злится на себя и задавать себе логические вопросы: "зачем тебе это надо?", "у тебя свой ребёнок есть, которому тоже нужно внимание", "в конце концов: не ТЫ опоздала к началу учебного года"... Специалисты психологии меня поймут.
Неделю спустя мальчик снова проболел 3 недели...
На этом моя благотворительность "выдохлась".
Я чувствовала своё бессилие и необходимость "двигаться по утверждённой программе". Ни о каких "индивидуальных траекториях пути" никто не хотел слушать, как бы того не допускал существующий и "утверждённый образовательный стандарт" "в интересах ребёнка".
Что бы кто ни говорил, но "интересы ребёнка" в Российской образовательной системе мало кого интересуют...
В тот момент я осознала, как права была мама ребёнка, пытаясь превентивно решить проблему с изучением английского языка: начать учить досрочно.
Я и сейчас благодарна этой женщине, что она не позволила "швырнуть мне в лицо" возможный упрёк о том моём отказе. Хотя я понимаю, что в предложенных обстоятельствах они вполне могли найти на лето специалиста на материке и в целом начать решать эту проблему гораздо раньше...
Важные выводы
Этот эпизод моей учительской деятельности сильно на меня повлиял.
Допускаю, что возможно, в чём-то я себя оправдываю; возможно не все очевидные шаги я предприняла, чтобы спасти ситуацию.
К сожалению, иногда приходится действовать хирургическим методом во имя спасения других, которым я тоже была необходима в тот момент.
Я считаю важным и нужным повествовать об этом родителям.
Главное в этой ситуации - РЕБЁНОК, который ни в чём не виноват.
Просто взрослые были:
- несвоевременны;
- заняты;
- в обстоятельствах;
- уставшие.
Мы все живём в "скоростной, безумный век". Иногда нам сложно остановится и оглянуться. Вокруг нас - взрослых, с нашими обстоятельствами, проблемами, сложностями здесь и сейчас есть ДЕТИ.
Конечно же наступит время и, при необходимости, этот мальчик наверстает упущенное... Но возможность, прожить увлекательно, с интересом, результативно период, отпущенный каждому ребёнку на изучение английского языка будет потеряно безвозвратно...
Эта откровенность учителя рассчитан на потенциальных взрослых, которые могут ещё не допустить подобных ошибок.
По крайней мере, я была бы этому очень рада.
Опыт - сын ошибок трудных
Свою профессиональную работу отныне я посвящаю деткам 6-10 лет.
Я ушла из школы, чтобы больше не зависеть от школьных нормативов и на деле реализовывать "индивидуальный подход" в изучении английского языка.
Теперь я занимаюсь онлайн-репетиторством с детками дошкольного и младшего школьного возраста. Я убеждена, что к учёбе в школе по английскому языку нужно готовиться заранее.
Поэтому я веду свой Телеграм-канал, посвящённый теме онлайн-репетиторства английского языка, где я публикую различные полезные материалы, размышления и периодично набираю новые группы.
Если вас интересуют мотивы, которые должны лежать в основе понимания необходимости своевременного начала изучения английского языка детьми, чтобы способствовать этому, будучи осознанным помощником своему ребёнку, то я рекомендую вам обратится к моему материалу под названием "8 причин, почему начать изучать английский до начала курса начальной школы - это лучшее решение в жизни вашего ребенка!".
Ознакомившись с материалом, вы сможете твёрдо и уверено объяснить себе и ребёнку:
- как справляться с предметом в школе;
- как подготовится к нему заранее;
- зачем это делать.
Протянем друг другу руку
Я делюсь материалом бесплатно.
Взамен мне бы хотелось видеть вас в сообществе моего Телеграм канала в качестве единомышленника, друга и здравого оппонента, при необходимости.
Я не предлагаю вам здесь свои репетиторские услуги. Вы свободны в своём волеизъявлении. Да и ресурсы мои объективно ограничены: я не могу брать всех желающих, но я могу делиться полезной информацией со всеми желающими...
Давайте протянем друг другу руку взаимопомощи.
Нажмите на кнопку ниже и после подписки - бот выдаст вам материал!