Генерал Иосиф Родионович Апанасенко был одним из тех людей, которые не боялись спорить с Сталиным и даже повышали на него голос. Несмотря на авторитарный характер Сталина, Апанасенко не боялся высказывать свое мнение и стоял на своем, даже кричал. Однако, несмотря на это, после таких событий, которые могли привести к серьезным неприятностям, Апанасенко не пострадал.
Когда Сталин вызвал Апанасенко в Кремль, чтобы обсудить обстановку на фронтах, Апанасенко открыто критиковал ситуацию на Западном фронте и на Украине. Он выразил свои опасения о том, что если японцы нападут, то недостаточно вооруженных войск не хватит для защиты Дальнего Востока. Апанасенко даже начал волноваться и выразил это криком на Сталина. Однако, Сталин оценил его открытость и высказал примиряющие слова, согласившись, что пушки можно оставить на месте. Действительно, угроза нападения Японии была очень актуальной.
Позже, когда обстановка под Москвой стала критической, Сталин вновь связался с Апанасенко и спросил, сколько дивизий он может отправить на Запад. Апанасенко понял, что это критическая ситуация, и ответил, что может отправить несколько дивизий, если справится железная дорога. Он справился со своим обещанием и действительно отправил свои кадровые дивизии на фронт. Это помогло спасти Москву.
Апанасенко продолжал заботиться о безопасности Дальнего Востока, не ослабляя там своих сил. Он формировал новые дивизии на месте отправленных на фронт. Кроме того, он создал сеть призывных пунктов и привлек в бой заключенных из лагерей и ссылок. Это создало впечатление у Японии, что дальневосточный фронт не ослаблен, и они не решились напасть.
Апанасенко рисковал своей жизнью и своей карьерой, отстаивая свое мнение и принимая смелые инициативы. Это было строго запрещено и грозило расстрелом. Но Апанасенко поступил так, как считал правильным, и действиями спас много жизней и обезопасил Дальний Восток. Его самоуправство вызвало недовольство и жалобы, но Сталин знал о его делах и молчал.
Апанасенко погиб на фронте в 1943 году, когда возвращался со своего командного пункта и оказался под бомбежкой. Он был смертельно ранен и похоронен в Белгороде, но после нашли записку с его последней волей, и его перезахоронили в его родном городе в Ставрополье.
Не смотря на свои заслуги и легендарность, Апанасенко не получил должного признания и памятников на Дальнем Востоке. Его имя не упоминается в официальной истории Великой Отечественной войны, возможно для того, чтобы не затмить достижения других "великих военачальников".