Найти в Дзене
Выставки и открытия

«Маленький Сеня шпиона поймал». Шпионский уголок в музее – и засада майора Пронина в клозете

Начну, пожалуй, с анекдота, популярного у пограничников. «Два иностранных шпиона перешли границу. Чтобы обмануть пограничников, влезли в коровью шкуру, идут в ней гуськом – один как передние ноги коровы, другой как задние… И вдруг передний шпион, глядящий в дырочки для глаз, в ужасе останавливается. – Что там, Джон? – шепчет шпион сзади, который внутри шкуры ничего не видит. – Это пограничники? – Хуже, Сэм! – стонет передний. – Это бык…» Этот анекдот (где слово «бык» в устах шпиона произносилось с иностранным акцентом: «Это бик!») автор сих строк привез от ребят-пограничников с пограничной заставы в Карелии, где ему однажды удалось побывать. Почему-то именно корова часто фигурировала в пограничных анекдотах и пародиях по радио. И даже в кинофильмах тех лет шпионы переходили советскую границу не иначе, чем на четвереньках, надев на руки и ноги копыта, чтобы не оставлять на рыхлой или мокрой земле отпечатков ботинок или сапог. Вот кинокадры из лидера кинопроката 1953 года фильма «Застава

Начну, пожалуй, с анекдота, популярного у пограничников.

«Два иностранных шпиона перешли границу. Чтобы обмануть пограничников, влезли в коровью шкуру, идут в ней гуськом – один как передние ноги коровы, другой как задние…

И вдруг передний шпион, глядящий в дырочки для глаз, в ужасе останавливается.

– Что там, Джон? – шепчет шпион сзади, который внутри шкуры ничего не видит. – Это пограничники?

– Хуже, Сэм! – стонет передний. – Это бык…»

Этот анекдот (где слово «бык» в устах шпиона произносилось с иностранным акцентом: «Это бик!») автор сих строк привез от ребят-пограничников с пограничной заставы в Карелии, где ему однажды удалось побывать. Почему-то именно корова часто фигурировала в пограничных анекдотах и пародиях по радио.

И даже в кинофильмах тех лет шпионы переходили советскую границу не иначе, чем на четвереньках, надев на руки и ноги копыта, чтобы не оставлять на рыхлой или мокрой земле отпечатков ботинок или сапог. Вот кинокадры из лидера кинопроката 1953 года фильма «Застава в горах», который посмотрели 45 миллионов зрителей:

Кадр из фильма "Застава в горах": корыта на руках шпиона, крадущегося через нашу границу. Красным обведены оставляемые следы якобы проходившего здесь животного.
Кадр из фильма "Застава в горах": корыта на руках шпиона, крадущегося через нашу границу. Красным обведены оставляемые следы якобы проходившего здесь животного.
А это сам шпион-лазутчик, переходящий границу на копытах.  Кадр из "Заставы в горах".
А это сам шпион-лазутчик, переходящий границу на копытах. Кадр из "Заставы в горах".
И на ногах шпиона тоже копыта! Кадр из фильма "Застава в горах".
И на ногах шпиона тоже копыта! Кадр из фильма "Застава в горах".

А вот радио-пародия на шпионскую литературу советских лет в виде рассказа пастуха Сидора:

«Район наш приграничный, мы все начеку. И вот сижу я, пасу овец, на костре чай кипячу – как вдруг подходит ко мне корова и спрашивает:

– А не подскажете ли вы мне, как пройти на станцию?

Тут я и смекнул: «Не наша это корова, не советская – коли дорогу на станцию не знает и у всех выспрашивает».

И показал ей вместо станции тропинку к пограничной заставе. А там уже третью такую «корову», то бишь шпиона в коровьей шкуре, за сутки задерживают:

– Сдавайся, мистер Водкинс! Наша граница на замке́!».

Но, положа руку на сердце, литература про шпионов в 40-50-е годы в СССР была великолепна! Ах, какие романы и повести были: «Приключения майора Пронина» писателя Льва Овалова ( настоящая фамилия Шаповалов) и его же шпионский опус «Медная пуговица», печатавшийся с продолжением в журнале «Огонек»; роман «Кукла госпожи Барк» Хаджи-Мурата Мугуева о шпионах и разведчиках; «Погоня за призраком» не помню кого; приключенческие «Конец «осиного гнезда» и «По тонкому льду» Георгия Брянцева; «Над Тиссой» Александра Авдеенко etc.

Серия «Библиотека военных приключений» с бравыми чекистами и пограничниками, умными капитанами и полковниками контрразведки СССР, с подлыми шпионами, лезущими через нашу границу, и их пособниками-наймитами – до сих пор греет сердца любителей приключений и шпиономании.

Книга "Кукла госпожи Барк", купленная автором на книжных развалах.
Книга "Кукла госпожи Барк", купленная автором на книжных развалах.
Переизданные в наши дни приключенческие книги советских лет.
Переизданные в наши дни приключенческие книги советских лет.

Правда, над шпионскими «мордастями» потом кто только не смеялся. «Из унитаза выглянули усталые, но довольные глаза майора Пронина», – иронизировали одни в известном анекдоте про шпиона, пытавшегося утопить шифровку в ватерклозете.

Другие прикалывались: «На железнодорожной насыпи наряд милиции увидел странные следы. Оказалось, их оставил сброшенный на парашюте американский шпион, который, не зная новой советской действительности, обулся в дореволюционные лапти».

Третьи подмечали, что в очередном опусе «про шпионов» бдительный колхозник побежал в органы госбезопасности, увидев, как закуривает приехавший в район зоотехник – не как крестьянин самокрутку, а по-западному выбивая из пачки щелчком по донышку сигарету и вытягивая ее губами. Кто ж так прикуривает, кроме заброшенных в СССР шпионов!!! Естественно, при аресте у зоотехника нашли зашитую в воротник ампулу с ядом, а в фанерном чемодане – шпионскую рацию с шифровальными блокнотами и динамит для взрыва местных коровников…

Но где сейчас эти романы? Где романтика поимки подлых врагов?

А она есть! В Музее военной формы, что расположился в московском старинном особняке на Большой Никитской улице д. 46/17, есть небольшой «шпионский уголок» с такой атрибутикой.

Тут не только бдительные «часовые границы» с верными овчарками, по следам и запахам вылавливающие нарушителей границы.

-6

Тут сюжеты не хуже, чем с пастухом Сидором, пославшим «не нашу корову» в сторону заставы! Тут пионер Сеня не дает «сбившемуся с пути» диверсанту сжечь нефтебазу:

Один из советских плакатов в "шпионском уголке" Музея военной формы.
Один из советских плакатов в "шпионском уголке" Музея военной формы.
Вот оно, "мурло диверсанта", и бдительный герой-пионер на плакате. Сдавайся, мистер Водкинс!
Вот оно, "мурло диверсанта", и бдительный герой-пионер на плакате. Сдавайся, мистер Водкинс!

Тут можно найти плакат 1941 года с призывом к детям выслеживать врагов, что на тот момент борьбы с немецкой агентурой было крайне актуально.

Плакат о бдительности. Все фотографии из Музея военной формы сделал автор текста.
Плакат о бдительности. Все фотографии из Музея военной формы сделал автор текста.

Словом, чем-то милым повеяло от «шпионского уголка» в Музее военной формы. Невелик этот уголок. Но как говорится: мал золотник, да дорог!

Все, кто любит шпионские страсти-мордасти, найдите это место в музее и загляните сюда!

P. S. Подпишитесь на наш канал, чтобы комментировать и вспомнить, какие «шпионские» романы и повести вы читали или любите!