110 подписчиков

Гениальность - это дар природы или отклонение от нормы?

По всем канонам написания статей, я должна в первые две строчки уместить информацию, которая заставит читателя открыть всю статью. Что-то провокационное, шокирующее, актуальное, сеющее интерес. Но не в этот раз. 

Обычно, когда я пишу статью, название к ней подбираю в конце. Сначала собираю свои познания и собственное мнение в одной тематической плоскости, отвечая на один или несколько вопросов, название - в конце. Эту статью я начала с заголовка. Для меня это своего рода исследование. Я выдвигаю три гипотезы, что такое гениальность: 

  1. Дар природы 
  2. Отклонение от нормы 
  3. Ни первое и ни второе 

А теперь попробуем найти ответ.

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Педагогический терминологический словарь дает нам такое определение:

гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. 

Получается, ошибочно связывать гениальность исключительно с интеллектом. Гениальность проявляется в творческом процессе: это креативность, изобретательность, нестандартный подход для решения сложных задач. Получается, гениальность не дается от рождения. Но и ни каждый может ее натренировать. Гениальность - это особое мировоззрение, которое формируется в условиях подходящей внешней среды, хорошего образования, внутренней сильной воли.

Ваш ребенок может быть гениальным, если вы будете его во всем поддерживать, не будете на него давить, навязывать свои идеи, насильно пичкать его развивающими занятиями. Если воспитатели детского сада или учителя школы, куда ходит ваш ребенок не будут деспотичным, а наоборот будут хорошим эмпатами, всячески мотивировать ребенка на достижение результатов. Если ребенку не навязывают с ранних лет суровые законы конкуренции, в соответствии с которыми побеждает более наглый, хитрый, изворотливый. Та среда, в которой результат важнее процесса, воспитает хорошего труженика, но не гения. 

Можно сколько угодно верить сказкам про головокружительный успех лентяев и необразованных людей. Но необходимо понимать, что база гениальности - хорошее образование. Невозможно генерировать гениальные идеи и решения, не зная предмета своей работы. Хорошее образование стоит дорого. 

Но самое сложное, как мне кажется, это не среда и не образование. Внешнюю среду можно корректировать, убирать негативные факторы, а образование можно оплатить (если это действительно для вас важно). А вот внутренняя воля… здесь намного сложнее. 

В ребенке нужно воспитать самодисциплину и желание постоянно учиться. Это очень не просто. А без этого все остальное не имеет смысла. 

В общем, гениальность - это не дар, это не отклонение от нормы. Это результат сложной многосторонней работы. Самое главное, это реально!

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Вернусь в начало статьи. Гениальность - это не сверхспособность. Если для вас образ гения - это Шерлок Холмс или Шелдон Купер (ну для меня, по крайней мере, раньше так и было), то хочу вас расстроить. Подобные персонажи - идеализированное представление о гениальности. Нам показывают феноменальные память и эрудицию с легкими намеками на аутизм. Но эти образы очень далеки от реальности. Такими гениями нам не стать. А может оно и к лучшему.

Очень легко стать заложником своего разума, как Чацкий из «Горе от ума». А ведь он не гений… сложно представить, в какие передряги и авантюры может попасть гений. А что вы думаете про гениальность?