Найти тему
ПсковГУ

В какой одежде ходили наши предки, рассказала преподаватель кафедры дизайна ПсковГУ

«Одеты очень просто были. Бабы ходили в юбках, на голове – платок, зимой – шаль. И шали ткали – клетками всякими сделаешь, красиво. Раньше все делали сами. И починяли не раз, и не считали тот дом богатым, в котором не починяли. Бывало, пойдешь куда поутру, так подогнешь юбку, чтобы не замочить – все ведь пасли, берегли»...

В этом простом рассказе крестьянки Александры Пыреговой о деревенских традициях, связанных с одеждой, в рисунках и фотографиях начала прошлого века, которые дошли до наших дней, - интереснейший материал, который говорит о том, какими были наши предки, о чем они мечтали, как жили. Что же носили простые жители Российской империи во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали одежду, что такое пестрядь и шишак? Преподаватель кафедры дизайна ПсковГУ Ольга Поспелова рассказала нам о некоторых элементах традиционного крестьянского облика.

Рубаха-долгорукавка

Это обрядовая одежда, длинные рукава которой, иногда опускающиеся до нижнего края одежды, играли важную роль в ритуалах: причитаниях, оплакивании близких. Для удобства применения этих рубах на уровне запястья сделаны разрезы, в которые можно продевать кисти рук.

Рубаху одевали невесте в родительском доме на девичнике перед свадьбой, пока не приехал жених. Делалось это с целью прощания невесты с родным домом. «У рубахи длинные рукава, ими невеста махала по лавкам, полатям, исполняла свадебные причеты, прощаясь с девичьей жизнью, или, как говорили крестьяне, «убивалась».». Рукава долгорукавок в некоторых экземплярах достигали до 3-х метров, однако обычно они доходили до конца подола сарафана.

-2

источник: Афанасьевский краеведческий музей, предоставила хранитель Зоя Анатольевна Чупрова.

Рязанская губерния. Шерсть, лен, ткачество.

Пестрядь (пестроткань)

Узорная льняная или пеньковая ткань, орнамент которой состоял из клеток и полосок. У пестряди нет стандартной ширины, плотности, определенных сочетаний цветов, поэтому название «пестрядь» применялось очень широко по отношению к домотканой материи. Пестрядь изготавливали сами крестьяне и использовали для пошива фартуков, юбок и рубах. Существовало также фабричное производство ткани под названием «сарпинка» (в клетку или полоску). Производство пестряди и сарпинки было распространено в центральных регионах России.

-3

Юбка, Ярославская губерния. Начало XX века

-4

Пинежский уезд, Архангельская губерния. Конец ХIХ — начало ХХ века

Кумач

Фабричная хлопчатобумажная ткань красного цвета, которая использовалась для праздничной одежды. Любимым праздничным цветом одежды был красный, поэтому слово «красный» в значении «красивый» вытеснило из русского языка древнее обозначение этого цвета – «чермный», «червленый». Для получения красного цвета использовались корни морены; в темно-красный окрашивали ткани с помощью коры березы и настоя жженого кирпича.

-5

Женский свадебный костюм, Архангельская губерния. ХIХ век

-6

Женский праздничный костюм, Село Новоюрьево, Козловский уезд, Тамбовская губерния. XIX век

Шишак

Шишак – праздничный головной убор замужней женщины Торопецкого уезда Псковской губернии. Очелье кокошника украшено «шишками», символизирующими плодородие.

Шишаки появились в крестьянской среде в середине ХIХ века и использовались обычно как свадебные. В   дешевых вариантах использовался рубленый перламутр или мелкий речной   жемчуг, но и их цена была весьма значительной. Кокошник бережно сохранялся, передавался по   наследству от матери к дочери и служил не одному поколению.

-7

Кокошник «шишак», Псковская губерния, Торопецкий уезд, конец XIX века

Зипун

Облегченная версия кафтана из домотканого сукна была известна еще с XVII века. Принято считать, что название его происходит от арабского слова, которое обозначает куртку. Носили зипуны абсолютно во всех регионах. Из-за особенностей кроя со свободной спинкой их носили и мужчины, и женщины. Однако в разные эпохи менялись особенности ношения.

Помимо того, слово «зипун» обозначало предмет гардероба, оно использовалось также в другом значении. Так называли еще и военные трофеи, добычу. У казаков военные походы нередко именовались «походом за зипунами». Это означало охотиться за иноплеменниками, которые были одеты в дорогие наряды. Их впоследствии обменивали на выкуп или на пленных друзей. Кроме того, поход с таким названием – это любая военная операция казаков, целью которой была добыча продовольствия.

Словосочетание «доставать зипуны» нередко использовали в значении «грабить». Словом «зипунник» обозначали грабителей, мародеров. Часто так называли татар, которые совершали набеги на донские селения и промышлявших грабежом.

-8

Одежда мужская «зипун», втор. пол. XIX в., Музей народов СССР

Душегрея

Это древний тип безрукавки, одежда на узких или широких плечевых лямках, более или менее короткая, преимущественно распашная, надеваемая на сарафан. В XIX – начале XX века душегреи входили в состав праздничного и иногда повседневного костюмов на довольно широкой территории: на Русском Севере и Северо-западе, в ряде регионов Центральной России, Поволжья, Заволжья и Сибири.

Душегрею в том или ином виде носили практически все сословия, шилась она тоже из разных тканей. Для дворян и купцов она шилась из дорогих тканей — парчи, шелка — и украшалась вышивками из золотых нитей, бисера, речного жемчуга и даже драгоценных камней. Чтобы подчеркнуть свой статус, некоторые заказывали душегреи с дорогим соболиным мехом. Крестьяне и мещане ограничивались беличьим или заячьим мехом для зимнего варианта, и тесьмой или бахромой — для летнего.

-9

Душегрея, Архангельская область, Мезенский район, сер. XIX в.

Шугай

Короткую распашную нагрудную одежду с длинными рукавами носили поверх сарафана. Шугаи бывали будничные (их шили из ситца) и праздничные (шили их из парчи, штофа, шёлковой ткани со сложным тканым рисунком, или бархата, который могли и расшивать золотыми нитями).

Рукава шугаев всегда длинные, слегка сужающиеся к запястью, нередко чуть сосборены на плече. Зачастую у шугаев делали отложной воротник округлой формы. Иногда воротник мог отсутствовать или его имитировали с помощью нашитой мишурной бахромы (прямоугольным или округлым контуром спереди и сзади, повторяющим очертания ворота).

-10

Шугай, Вологодская губерния, втор. пол. XIX в.