Советское кино оставило нам ряд интересных, но трудноразрешимых вопросов. Один из них — чей Бендер лучший: Юрского, Миронова или Гомиашвили? Казалось бы, зачем их вообще сравнивать? Однако удержаться от сопоставления трёх ярких воплощений великого комбинатора трудно. Многим нравится стремительный Остап Арчила Михайловича, но для актёра это было слабым утешением. Всю жизнь он жалел о несыгранной роли Штирлица — фигуре, возможно, ещё более грандиозной, чем Бендер. Потому что их — минимум три, а Штирлиц — единственный.
Образ изобретательного «сына турецкоподданного» был будто специально создан для темпераментного Гомиашвили, который и актёром-то не должен был стать. Молодого художника-оформителя Тбилисского театра имени Грибоедова впервые решил попробовать на сцене режиссёр Георгий Товстоногов. Арчилу лицедействовать понравилось. Он даже поехал за Товстоноговым в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ, но через два месяца чуть не загремел в тюрьму (за драку). Причём уже второй раз в своей непродолжительной жизни.
- Читайте также: Актёры второго плана и большие звёзды маленьких эпизодов
В итоге актёрское становление Гомиашвили проходило на родине. Роль Бендера нашла его в Поти в Театре имени Г. Эристави, там в конце 50-х Арчил Михайлович впервые сыграл моноспектакль «Похождения Остапа Бендера», самостоятельно воплотив почти всех персонажей «Золотого телёнка». Через 10 лет виртуоза приметил Леонид Гайдай, запустивший производство «12 стульев» и уже попробовавший на главную роль больше двух десятков звёзд: Высоцкого, Евстигнеева, Ширвиндта, Басова, Миронова, Гафта, Баталова, Мишулина, Рыбникова, Белявского, даже Магомаева…
Фильм вышел в 1971-м, Гомиашвили было уже 44 года. Он наконец-то стал знаменитым на весь Союз, но радовался сдержанно: лента ему не понравилась. Мало того, что персонаж остался не раскрытым, так ещё и озвучивал Арчила другой артист (Юрий Саранцев):
«Самый существенный недостаток: ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу. Я сыграл эту роль бегом – в ритм фильму. К тому же меня озвучивал другой актёр. Я только потом узнал, что этого не имели права делать без моего согласия. Мой голос звучит только в одном эпизоде в фильме <…> Когда я увидел смонтированный фильм, то был на грани инфаркта».
Но через несколько месяцев Гомиашвили уже тешил себя надеждой, что сыграет главную роль в «17 мгновениях весны», ведь сериалом занималась Татьяна Лиознова, с которой у артиста был роман. Говорят, дело шло к свадьбе. Но ни личного счастья, ни профессионального Арчил Михайлович в итоге не познал: чиновники зарубили его кандидатуру, дав понять, что Штирлиц/Исаев должен быть представителем титульной нации. Лиознова не боролась отчаянно за Гомиашвили, да и возникший вариант с Тихоновым ей тоже нравился.
«Началось давление на режиссёра, а Лиознова заняла нейтральную позицию. Меня это оскорбило. Я обиделся, всё бросил и уехал в Грузию. Получил одну телеграмму с просьбой вернуться — от Бритикова, директора Киностудии имени Горького, потом другую — с предложением сыграть Мюллера. Но я изначально был увлечен образом Штирлица. В последней телеграмме Бритиков сообщил мне, что съёмочная группа не может меня больше ждать – на роли Штирлица и Мюллера назначены другие артисты. А мне пожелали творческих успехов».
А творческие успехи были так себе: в тени несыгранного разведчика пропадали и негодяй Папишвили из «Мимино», и Скапен из «Проделок Скапена», и даже Сталин из «Сталинграда» и «Войны на западном направлении». Гомиашвили навсегда остался «бегущим» гайдаевским Бендером, открыв в Москве ресторан «Золотой Остап».
Фото: кадры из фильмов, соцсети