Найти тему
Aнастасис Ανάσταση

БАЗИЛИКА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ. ЭПОХА КОНСТАНТИНА

Реконструкция базилики Святого Петра в Риме середины IV в. Проект P. Aparicio
Реконструкция базилики Святого Петра в Риме середины IV в. Проект P. Aparicio

Вторая базилика, заложенная Константином в Риме после Латеранской базилики, была базилика Святого Петра (319–337 гг.) на Ватиканском холме. В общих чертах базилика Святого Петра повторяла Латеранский храм. Но в ватиканской базилике добавился трансепт – поперечный неф, расширивший пространство между алтарем и основным объемом. Это нововведение было обусловлено необходимостью акцентировать внимание на гробнице Святого Петра, которая оказалась как раз на средокрестии – на пересечении главного нефа и трансепта. Если Латеранская базилика была главным собором Рима, ватиканская базилика строилась как важнейшая мемориальная церковь, посвященная первоверховному апостолу Святому Петру.

Раннехристианская базилика Святого Петра. Рим. G. Ciampini. 1693. Tab.VIII.p.33
Раннехристианская базилика Святого Петра. Рим. G. Ciampini. 1693. Tab.VIII.p.33

Вероятно, уже в константиновскую эпоху перед базиликой Святого Петра мог возникнуть атриум с фонтаном. Раннехристианский атриум – прямоугольный двор перед входом в базилику, окруженный портиком, открытый небу и имеющий источник с водой для ритуальных омовений. Первые документальные сведения об атриуме Ватиканской базилики встречаются в тексте конца IV века Павлина Ноланского (353–431) (Paulini Nolani episcopi. Epistula XIII. Ad Pammachium.11–13). Описывая поминальный банкет, организованный в 397 году сенатором Рима Паммакио по случаю смерти супруги Паолины, Павлин Ноланский говорит о том, что большое количество людей собралось в базилике Святого Петра, во дворе перед базиликой и на лестнице при входе. Из описания Павлина Ноланского следует, что перед входом в базилику простирался атриум, где находился фонтан для омовений cantharus. Над источником возвышался бронзовый балдахин c четырьмя колоннами. Очевидно, что двор, предварявший вход в здание церкви, служил местом очищения, как в смысле физическом, так и в смысле духовном. Павлин Ноланский подчеркивает, что омовение водами этого источника имело особое мистическое значение («non fine mystica specie» Paulini Nolani episcopi. Epistula XIII. Ad Pammachium. 13 ).

Базилика Святого Петра в Риме. 319–333 гг. План и реконструкция. Б. М. Михайлов, 1973. Илл. 8
Базилика Святого Петра в Риме. 319–333 гг. План и реконструкция. Б. М. Михайлов, 1973. Илл. 8
Константиновская базилика Святого Петра в Риме. 319–333 гг. Аксонометрическая проекция. K. Brandenburg in H. Brandenburg, 2015, p.9
Константиновская базилика Святого Петра в Риме. 319–333 гг. Аксонометрическая проекция. K. Brandenburg in H. Brandenburg, 2015, p.9

В Риме, Палестине и Константинополе почти все большие базилики имели перед входом атриум с фонтаном для омовений. Это была характерная особенность раннехристианского церковного здания. Археолог Сибл де Блаау очень интересно подметил, что атриум, являясь переходной зоной между внешним миром города и внутренним миром христианской литургии, не только служил местом духовной подготовки (rite de passage – обряд перехода), но и своеобразным средством христианской пропаганды, направленной в сторону языческого общества (De Blaauw S. The Church Atrium as a Ritual Space: the Cathedral of Tyre and St. Peter’s in Rome // Ritual and Space in the Middle Ages / ed. A. Frances. – Donington (Lincolnshire): Shaun Tyas, 2011. P. 30–43. P. 42).

Реконструкция базилики Святого Петра в Риме середины IV в. Проект P. Aparicio
Реконструкция базилики Святого Петра в Риме середины IV в. Проект P. Aparicio

Доказательством того, что уже при Константине начали строить базилики с предваряющим атриумом, служит описание храма в Тире из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260–340). Римский историк в похвальном слове епископу тирскому Павлину говорит о том, что это был самый прекрасный в Финикии храм (Euseb. Hist. Eccl. X. 4:37–45).Базилика в Тире была построена в 315 году и, судя по всему, это была одна из первых христианских церквей с атриумом. Входные врата, обращенные на восток, как пишет Евсевий, были сделаны таким образом, чтобы они привлекали внимание и чтобы любой желающий (даже неверующий) мог видеть то, что происходит в церковном дворе.

В 2020–2023 годах в Остии близ Рима были проведены раскопки раннехристианского храма эпохи Константина. В результате раскопок было обнаружено наличие атриума при входе в храм. Это свидетельствует о том, что в эпоху Константина христианские базилики имели атриумы и подтверждает гипотезу о существовании атриума базилики Святого Петра уже при Константине.

Базилика эпохи Константина Великого, Остия Открыта в результате  археологических раскопок 2020–2023 гг.
Базилика эпохи Константина Великого, Остия Открыта в результате археологических раскопок 2020–2023 гг.
Реконструкция константиновской базилики в Остии, © Heinzelmann, 2020
Реконструкция константиновской базилики в Остии, © Heinzelmann, 2020

О художественном оформлении ватиканской базилики эпохи Константина можно судить весьма приблизительно. В главе Liber Pontificalis имеется упоминание об устройстве погребения Святого Петра (Le Liber Pontificalis / Texte, introduction et commentaire par L. Duchesne. 1 vol. – Paris, 1886. P. 176). Над гробницей, согласно этому документу, возвышался балдахин (киворий) с витыми колоннами из мрамора и колоннами из порфира.

Реконструкция интерьера базилики Святого Петра в Риме середины IV в. Проект P. Aparicio
Реконструкция интерьера базилики Святого Петра в Риме середины IV в. Проект P. Aparicio

О том, как выглядел этот киворий, можно понять по рельефу реликвария середины V века из Самагера (Национальный археологическом музей Венеции). На рельефе изображены Елена и Константин перед исповедальней (confessio) Святого Петра. Никаких скульптур, как следует из рельефа, киворий не имел. Однако в нише, в направлении которой обращаются в молитвенных жестах Елена и Константин, можно разглядеть изображение креста. Согласно Liber Pontificalis, над гробом Святого Петра находился большой золотой крест из чистого золота: «fecit crucem ex auro purissimo», на котором были выгравированы имена Елены и Константина (Le Liber Pontificalis / Texte, introduction et commentaire par L. Duchesne. 1 vol. – Paris, 1886. P.176). Этот огромный драгоценный крест, по всей видимости, и был главным украшением базилики.

Елена и Константин в соборе Святого Петра. Реликварий из Самагера.  V в.  Национальный археологический музей Венеции
Елена и Константин в соборе Святого Петра. Реликварий из Самагера. V в. Национальный археологический музей Венеции
Елена и Константин в соборе Святого Петра. Реликварий из Самагера.  V в.  Национальный археологический музей Венеции
Елена и Константин в соборе Святого Петра. Реликварий из Самагера. V в. Национальный археологический музей Венеции

Письмо императора Константина Макарию Иерусалимскому, которое приводит Евсевий Кесарийский (260–340) в жизнеописании василевса, является важным историческим документом для понимания константиновской идеи христианской церкви (Euseb. Vita Constant. III. 30–32). В своем послании Константин дает епископу Иерусалима определенные указания по поводу строительства храма Гроба Господня в Иерусалиме (Euseb. Vita Constant. III. 30–32). Из этого текста следует, что Константин ставил своей целью создание грандиозного сооружения, которое было бы великолепнее всех существующих храмов и превосходнее всех самых прекрасных строений города. На его строительство выделялись неограниченные средства и приглашались лучшие мастера и ремесленники. Для его отделки предполагалось использование ценных пород мрамора, а также золота в изобилии. Кроме того, Константин в письме указывает на возможность украшения базилики мозаиками. Хотя о каких мозаиках идет речь в письме, можно только догадываться.

Евсевий Кесарийский далее приводит описание построенного храма Гроба Господня, который был сооружен в 326­–336 годах (Euseb. Vita Constant. III. 36–40). Согласно рассказу историка, стены внутри базилики были облицованы разноцветным мрамором, потолок был украшен позолоченной резьбой. Верхнюю часть стен украшали стукковые позолоченные рельефы. Двенадцать колонн в алтаре были увенчаны серебряными вазами. Помимо всего прочего, в храме, по словам историка, находилось большое количество серебряной и золотой утвари (подвесные светильники, подсвечники и литургические сосуды). И что особенно важно, Евсевий Кесарийский отмечает, что весь храм был озарен светом, в том числе отраженным светом золота, которое в изобилии украшало интерьер.

Описывая храмы, построенные Константином, и их богатое внутреннее убранство, Евсевий Кесарийский ничего не говорит о церковной живописи. Из этих текстов можно сделать вывод о том, что либо в интерьере церквей константиновского времени вовсе не было никаких изображений, либо они были, но не представляли особого интереса для историка. Вероятнее всего, в первой половине IV века ни росписей, ни фигуративных мозаичных композиций в базиликах не было. Плоские стены украшались разноцветным шлифованным мрамором, а вогнутые поверхности – мозаикой из золота.

Реконструкция интерьера базилики Святого Петра в Риме середины IV в. Проект P. Aparicio
Реконструкция интерьера базилики Святого Петра в Риме середины IV в. Проект P. Aparicio

❤️ Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить. Будем рады вашим вопросам и комментариям!