Иногда встречается мнение, что учебники советского периода были лучше современных. Заглянем в букварь СССР, по которому нас обучали в школе в семидесятых годах прошлого века.
Открываю книгу с трепетом, ведь там картинки из детства. Приятно их видеть, но цель просмотра – не ностальгия. Хочется понять, так ли безупречен этот учебник с точки зрения современной педагогики.
На странице 7 изображена обычная для советских времён ситуация – ребёнок сам проснулся и собирается в школу. Родители уже ушли на работу, а завтрак для сына оставили на столе. Но то, как художник изобразил посадку ребёнка на стуле, вызывает удивление.
Требуются пояснения ребёнку к этой картинке: нельзя так сидеть на стуле. Ведь соблюдение правил - спина опирается на спинку стула, ноги стоят на полу или на скамеечке – необходимое условие для формирования правильной осанки.
На странице 15 мама с дочкой вместе возвращаются домой. Похоже, что женщина работает на ферме. Вопрос художнику из дня сегодняшнего: почему мама изображена в рабочей одежде с инвентарём (ведром) в руках?
На странице 27 девочка проявляет активную гражданскую позицию, когда воспитывает младшего школьника. Но и взрослые изображены нарушителями правил безопасности. Водитель без шлема рискует не только своей жизнью, он и пассажирку перевозит без шлема.
На странице 30 мама вышла на прогулку с тремя детьми. Жёлтый чистый песок. А где же сама песочница - деревянная коробка с широкими бортиками? Ведь на них так удобно сидеть или разложить формочки для куличиков. У мальчиков лопаты явно велики, чтобы в такую машинку песок грузить. Им для этой цели больше бы подошли детские совочки. Тогда песок не будет лететь в глаза сестрёнке и маме.
На странице 32 идёт уборка урожая. Девочки у художника работают в поле в нарядных платьях, а мальчик в белой рубашке. Такую одежду в реальной жизни носили только по праздникам. Трико на детях во время сельхозработ на рисунке выглядело бы правдоподобнее.
Страница 42 рассказывает о детях, которые щедро делятся с друзьями плодами своего труда: "На, Лариса, мак!" Спустя полвека Киру не похвалят, что сорвала мак. Сейчас детям объясняют, почему нельзя рвать цветы. На грядке мак принесёт пользу бабочкам и пчёлам.
Страница 44 нам даёт понять, что в те годы освещённости рабочего места школьника не придавали такого большого значения, как сейчас. Свет из окна правше должен падать с левой стороны. Получается, что фигура папы девочке весь свет перекрывает. А лампа с искусственным освещением на столе отсутствует.
Страница 49 заставляет задуматься, а где классный руководитель, который отвечает за безопасность этих ребят? Мальчик находится на "опасной высоте", так как лесенка не имеет перил. Девочка держит на весу внушительную корзину, а детям семи-восьми лет нельзя поднимать груз весом более двух килограммов.
На странице 51 в лодке изображён младший школьник, как пример для подражания. Сегодня считается, что сажать на весла ребёнка опасно для жизни всех, находящихся в лодке. Так как мужчины с опытом переворачиваются в лодке и не могут спасти своих пассажиров.
Страницу 54 оформлял художник, который сам птиц не кормил .У кормушки отсутствуют бортики, поэтому ветер раздует корм. Не все птицы едят в кормушке аккуратно: часто больше корма в стороны раскидывают, чем съедают.
На странице 70 Вера, которая взяла ежа домой. Сейчас разрушен миф, что ёж любит молоко и яблоки. Ему нельзя молоко, оно вызывает у ёжика сильное расстройство пищеварения. Ежу нужны насекомые, улитки, лягушки. Современных детей предупреждают, что ежей даже трогать небезопасно. У зверька может быть бешенство, а в его колючках – энцефалитные клещи.
На странице 83 дети утром идут в школу, а у мамы на ферме работа в самом разгаре. Мама, конечно, найдёт время обмолвиться с детьми парой. Но безмятежно рассиживать на лавочке утром доярке явно некогда. Завтрак детям дома был оставлен. Зачем поить их сырым молоком? В семидесятые годы руками на ферме корову уже не доили. Доярка обходила с аппаратом машинного доения своих коров по очереди. Молоко от них сливала в общую ёмкость.
Вывод: букварь СССР не может сегодня считаться идеальным учебником, как это кажется ценителям прошлого. Но я благодарна этой книге, так как в своё время по ней меня научили читать.
Спасибо за внимание!