Найти тему
diletant.media

Знаменитые кабаре Парижа

Оглавление

«Чёрный кот»

Прибыв в район холма Монмартр в конце девятнадцатого века, гость сразу бы направился в самое первое кабаре в мире «Чёрный кот». Во-первых, там подают абсент, играют на фортепиано и слушают традиционный французский шансон. Последние два занятия, как это нам сейчас ни странно, были запрещены. Прибежищем шансона стали кабаре после того, как музыкантов выгнали с площадей. Власти также боялись политических разговоров в распивочных, поэтому запретили в них играть на фортепиано. Музыка могла заглушать обсуждения заговоров и критику правительства. К счастью, основатель «Чёрного кота» Родольф Салис смог выбить разрешение на этот инструмент для своего заведения.

«Чёрный кот» после переезда на бульвар Клиши
«Чёрный кот» после переезда на бульвар Клиши

Второй причиной, из-за которой гость, возможно даже не планируя и без особого желания пить, оказался бы в этом кабачке — там выпивала вся богема Парижа тех времён. Завсегдатаями кабаре были Мопассан, Леон Блуа, Клод Дебюсси, Поль Синьяк, Эрик Сати и многие другие.

Для поддержания имиджа кабаре как культурного феномена с 1882 по 1897 выпускался журнал «Чёрный кот». Именно в этом журнале появились первые статьи Жана Лоррена, одного из скандальных писателей Прекрасной эпохи. Также там печатались Поль Верлен и Жан Ришпен.

«Мулен руж»

Хотя для современников кабаре были важны не столько из-за выступавших там полуобнажённых красоток — Ленин, например, любил послушать прогрессивных шансонье — самое известное кабаре прославилось именно танцами канкан и бурлеск. Открытие «Мулен руж» было приурочено к парижской Всемирной выставке 1889 года. Кабаре стало особенно популярным после закрытия в 1899 году «Чёрного кота». Например, расстроенный тем, что не сможет зайти в «Кота», Пикассо пришёл именно в «Мельницу». Другой художник, Анри Тулуз-Лотрек, был завсегдатаем «Мулен ружа» ещё до того, как он стал популярен у всего «креативного класса» Парижа конца XIX века.

«Танец в «Мулен руж», Тулуз-Лотрек, 1889
«Танец в «Мулен руж», Тулуз-Лотрек, 1889

Несмотря на художников, аристократов и прочих достойных личностей, после 1893 года «Мулен руж» стал прочно ассоциироваться с откровенными танцами. Именно в этом году на сцене этого заведения был впервые исполнен стриптиз. До этого танцовщицы оголялись не полностью.

В 1915 году «Мулен Руж» сгорел, но в 1921 вновь открылся посетителям. Теперь здесь ставили оперетты и ревю; также кабаре иногда использовали в качестве кинотеатра. Во время войны деятельность кабаре была приостановлена, но в послевоенные годы представления возобновились. В «Мулен Руж» выступали известные шансонье Шарль Трене и Шарль Азнавур.

«Проворный кролик»

Если «Чёрный кот» установил, так скажем, традиции жанра в кабаре: откровенные танцы, шансон и напитки, то «Проворный кролик», начиная где-то с 1860-х годов был скорее настоящей рюмочной, французским кабаре.

«Проворный кролик» в конце XIX века
«Проворный кролик» в конце XIX века

К концу XIX века в заведение стали приходить студенты и анархисты. В кабаре, в которое эволюционировала рюмочная, начали выступать поэты и шансонье. В начале XX века «Проворный кролик» был куплен известным парижским шансонье Аристидом Брюаном и сразу стал излюбленным местом встречи богемы. В те дни Монмартр был убежищем молодых и бедных художников, тогда ещё никому не известных.

Рядом с кабаре находится общежитие Бато-Лавуар, «Корабль-прачечная», где писали свои полотна Пикассо, Тулуз-Лотрек и прочие художники Парижской школы. У ворот «Проворного кролика» часто выставляли котёл с супом, чтобы обитатели Корабля-прачечной не умерли с голоду. Завсегдатаями «Кролика» также были Ренуар и Модильяни.

«Проворный кролик» в 2007 году
«Проворный кролик» в 2007 году

В 1993 году американский комедиант Стив Мартин написал пьесу «Пикассо в «Проворном кролике» о воображаемой встрече Пикассо и Эйнштейна. Комедия освежила популярность «Кролика». Придя в кабаре, сейчас можно сесть за старые дощатые столы, на которых сохранились выцарапанные десятки лет назад буквы — инициалы посетителей.

Подробнее