Ренесан винила, также известное как виниловое возрождение, — это возвращение интереса и увеличение продаж виниловых пластинок, или грампластинок, в музыкальной индустрии. Начиная с 2007 года, виниловые пластинки вновь обрели популярность на Западе и в Восточной Азии.
Аналоговый формат из поливинилхлорида был основным средством коммерческого распространения поп-музыки с 1950-х годов до 1980-х и 1990-х, когда он был в значительной степени вытеснен компакт-диском (CD). С начала тысячелетия компакт-диски были частично вытеснены цифровыми загрузками и потоковыми сервисами. Однако в 2007 году продажи винила неожиданно немного выросли, начав свое возвращение, и к началу 2010-х годов они росли очень быстрыми темпами. В некоторых странах винил сейчас популярнее, чем с конца 1980-х годов, хотя виниловые пластинки по-прежнему составляют лишь незначительный процент от общего объема продаж музыки.
Пик возрождения пришелся на десятилетие 2020-х годов, когда различные издания и музыкальные магазины приписывали Тейлор Свифт заслугу в стимулировании продаж винила. В 2022 году альбом «Midnights» Тейлор Свифт стал первым крупным релизом, продажи винила которого превзошли продажи CD с 1987 года, продав около 600 000 в США и 80 000 в Великобритании на момент появления пластинки. В 2023 году перезаписанный альбом Свифт «1989 (Taylor’s Version)» стал первым альбомом, продавшим более миллиона виниловых пластинок за один календарный год в США.
Наряду с неуклонным ростом продаж винила, возрождение винила также проявляется в возобновлении интереса к магазинам звукозаписи, появлении музыкальных чартов, посвященных исключительно винилу, и увеличении выпуска фильмов, посвященных виниловой пластинке и культуре.
На фоне неуклонного роста продаж винила, возвращение интереса к магазинам звукозаписи становится все более заметным. Появление специализированных музыкальных чартов, полностью посвященных винилу, а также увеличение выпуска фильмов, рассказывающих о виниловой пластинке и ее культуре, лишь подчеркивают важность этого формата в современной музыкальной сцене. В том числе узнать больше о мире винила вы можете так же на vinyllife.ru.
История
В июне 2017 года компания Sony Music объявила, что к марту 2018 года она начнет производить виниловые пластинки своими силами впервые после прекращения их выпуска в 1989 году. BBC сообщила, что «шаг Sony последовал через несколько месяцев после того, как она оборудовала свою студию в Токио токарным станком, используемым для производства мастер-дисков, необходимых для изготовления виниловых пластинок», но компания «даже с трудом находит старых инженеров, которые знают, как делать пластинки».
В Германии
В Германии возрождение виниловых пластинок произошло уже в 1990-е годы в связи с подъемом рейва и техно. В середине 1990-х годов рейв-культура стала массовым движением в стране: рейвы собирали десятки тысяч человек, молодежные журналы публиковали советы по стилю, а телевизионные сети выпускали музыкальные журналы, посвященные хаусу и техно. В этом контексте Der Spiegel в 1998 году описывает «ренессанс» формата LP и заявляет, что «LP снова в моде». Формат CD считался «некрутым», в то время как виниловые пластинки можно было легче сопоставить друг с другом, и на них было больше места для обложки альбома. Сумки для пластинок были распространенным модным аксессуаром того времени. В начале 2000-х годов рейв-движение пошло на спад, и к концу десятилетия большинство так называемых «техно-магазинов» и сетей музыкальных магазинов, появившихся в 1990-х годах, снова исчезли.
Примерно в 2007 году началось очередное возрождение винила, на этот раз касающееся и коллекционирования других жанров, например поп-музыки, и все более активно продвигаемое музыкальной индустрией.
В 2016 году в Германии насчитывалось 476 музыкальных магазинов, и было продано 3,1 млн виниловых пластинок. В 2020 году продажи виниловых пластинок в Германии выросли до 4,2 млн штук. Почти три четверти из 20 самых популярных пластинок этого года относятся к жанру рок-музыки.
В Японии
Продажи музыкальных компакт-дисков в Японии начались в 1982 году. К 1986 году компакт-диск стал заменять грампластинку в качестве основного средства распространения музыки в Японии. В отличие от снижения продаж компакт-дисков на западных рынках, в Японии компакт-диски оставались огромным рынком, продажи которых превышали 100 миллионов ежегодно с 1998 по 2018 год. Начиная с начала 2000-х годов, росла ностальгия по виниловым пластинкам, хотя продажи компакт-дисков по-прежнему оставались высокими. Вдохновленные мероприятием Record Store Day в США, японские музыкальные магазины начали продвигать возрождение грампластинок в 2012 г. Одновременно с этим популярные музыканты, включая Sakanakushon, AKB48, Perfume и Масахару Фукуяма, начали выпускать свою музыку для распространения на виниле. В 2014 году в Сибуе открылся магазин HMV Record Shop, специализирующийся на продаже виниловых пластинок. Такие технологические бренды, как Sony Electronics и Panasonic, выпустили возрожденные модели проигрывателей грампластинок, начиная с 2016 года.
С середины 2010-х годов виниловые пластинки вновь обрели популярность: в Сибуе, Синдзюку и Гинзе открылись специализированные магазины. С 2010 по 2020 год продажи винила в Японии выросли в десять раз — со 105 000 до 1 219 000 экземпляров. Хотя показатель 2020 года не сравнился с показателем 2000 года (когда было продано почти два миллиона виниловых пластинок), это лучший показатель с 2004 года. Такие популярные исполнители, как Perfume и Back Number, стали лидерами возрождения винила, а продажи CD сократились на 35 % с 2008 по 2018 год.
В Соединенном Королевстве
Аналогичным образом в Великобритании компакт-диск превзошел по популярности грампластинку в конце 1980-х годов. Это привело к постепенному снижению продаж виниловых пластинок на протяжении 1990-х годов. С 2007 по 2014 год продажи виниловых пластинок в Великобритании росли каждый год. В декабре 2011 года на BBC Radio 6 Music началась периодическая серия передач Vinyl Revival, в которой Питер Пафидес встречался с музыкантами, которые рассказывали о своих коллекциях виниловых пластинок и играли на них. В ноябре 2014 года было сообщено, что с начала года в Великобритании было продано более миллиона виниловых пластинок. Такого уровня продажи не достигали с 1996 года. Пластинка Pink Floyd «The Endless River» стала самым продаваемым виниловым релизом в Великобритании в 2014 году — и самым продаваемым с 1997 года — несмотря на то, что было продано всего 6 000 копий. В 2016 году в Великобритании было продано 3,2 миллиона виниловых пластинок, что стало лучшим показателем за последние четверть века.
В 2016 году возрождение продолжилось, причем продажи винила в Великобритании превысили доходы от потокового аудио за год. В январе 2017 года в «Официальном отчете о британском рынке записанной музыки за 2016 год», подготовленном BPI на основе данных Official Charts Company, отмечалось, что «хотя винил по-прежнему занимает нишу в общем объеме рынка записанной музыки, он пережил еще один звездный год: было продано более 3,2 миллиона LP — на 53 процента больше, чем в прошлом году». BPI также сообщила, что «самым продаваемым виниловым артистом стал Дэвид Боуи, пять альбомов которого посмертно вошли в топ-30 бестселлеров, включая его Blackstar, вошедший в список номинантов премии Mercury Prize, который стал самой популярной виниловой записью 2016 года, опередив Back To Black Эми Уайнхаус, и продал более чем вдвое больше копий, чем бестселлер 2015 года на виниле — 25 Адель».
В октябре 2017 года в программе Front Row на BBC Radio 4 обсуждалось увеличение количества выпусков цветных виниловых пластинок в связи с недавним выходом альбомов этого формата Бека, Лиама Галлахера и St. Vincent. По данным BPI, в 2021 году в Великобритании было продано более пяти миллионов виниловых пластинок, что на 8 % больше, чем в 2020 году, и является 14-м последовательным увеличением с 2007 года. По оценкам BPI, почти каждый четвертый альбом, купленный в том году, был на виниле, что является самым высоким показателем с 1990 года.
В марте 2023 года BPI опубликовала анализ данных Official Charts и заявила, что покупки винила в Великобритании растут уже 16-й год подряд. Рынок винила в 2023 году вырос на 11,7 % по сравнению с предыдущим годом и достиг 5,9 млн единиц, по сравнению с ростом на 2,9 % в предыдущем году.
В Соединенных Штатах
В 1988 году компакт-диск превзошел по популярности грампластинку. Виниловые пластинки пережили внезапный спад популярности в период с 1988 по 1991 год, когда дистрибьюторы крупных лейблов ограничили правила возврата, на которые полагались розничные торговцы для поддержания и замены запасов относительно непопулярных наименований.
Сначала дистрибьюторы стали брать с ритейлеров больше денег за новый товар, если те возвращали непроданный винил, а затем и вовсе перестали выдавать кредиты на возврат. Розничные торговцы, опасаясь, что им придется брать все, что они закажут, заказывали только проверенные, популярные наименования, которые, как они знали, будут продаваться, и отводили больше места на полках под компакт-диски и кассеты. Звукозаписывающие компании также сняли с производства и распространения множество наименований винила, что еще больше подорвало доступность формата и привело к закрытию прессовых заводов. Такое стремительное снижение доступности пластинок ускорило падение популярности формата, и некоторые считают это преднамеренной уловкой, чтобы заставить потребителей перейти на компакт-диски, которые были более выгодны для звукозаписывающих компаний.
Но с 2007 года популярность виниловых пластинок снова возросла. В 2014 году крупнейшим онлайн-ритейлером виниловых пластинок был Amazon с долей рынка 12,3 %, а крупнейшим физическим ритейлером виниловых пластинок был Urban Outfitters с долей рынка 8,1 %.
Продажи виниловых дисков в США, 1995-2020 годы
В своем отчете «Статистика поставок и доходов» за 2016 год Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки отметила, что «поставки виниловых альбомов выросли на 4 % до 430 миллионов долларов и составили 26 % от общего объема физических поставок по розничной стоимости — самая высокая доля с 1985 года». В 2019 году Rolling Stone сообщил, что «в первой половине 2019 года виниловые пластинки заработали 224,1 миллиона долларов (на 8,6 миллиона единиц), вплотную приблизившись к 247,9 миллиона долларов (на 18,6 миллиона единиц), полученных от продаж CD. Доходы от продажи винила выросли на 12,8 % во второй половине 2018 года и на 12,9 % за первые шесть месяцев 2019 года, в то время как доходы от продажи компакт-дисков почти не изменились. Если эти тенденции сохранятся, то скоро пластинки будут приносить больше денег, чем компакт-диски». Best Buy прекратила продажи компакт-дисков в 2019 году, но с января 2020 года продолжает продавать винил. Target Corporation и Walmart по-прежнему продают компакт-диски, но используют для них меньше места на полках и больше — для виниловых пластинок, проигрывателей и аксессуаров.
К 2019 году продажи винила продолжали расти за счет других физических носителей и несмотря на растущую популярность потокового вещания, которое в настоящее время является самым дешевым (легальным) способом прослушивания музыки. В первой половине 2020 года виниловые пластинки впервые с 1980-х годов обошли по выручке CD в США. В 2020 году на виниловые пластинки пришлось лишь 5,1% ($619,6 млн) общей выручки от продажи музыки в США, а на CD — 4% ($483,3 млн) выручки. На долю цифровых и потоковых форматов пришлась оставшаяся часть музыкальных доходов США в размере 12,2 млрд долларов, причем на долю платных подписок пришлось 57,7 % от общего дохода в размере 7,0 млрд долларов. Американцы всех возрастных групп вносят свой вклад в сохранение и возрождение виниловых пластинок.
Девятый студийный альбом Тейлор Свифт Evermore (2020) был продан в количестве 102 000 виниловых пластинок за одну неделю в июне 2021 года, побив рекорд самой большой недели продаж виниловых альбомов с момента начала отслеживания продаж MRC Data в 1991 году. В 2021 году впервые за последние 30 лет продажи виниловых пластинок превысили продажи CD; каждый третий альбом, проданный в США, был виниловой пластинкой. Инди-ритейлеры продали почти половину всех виниловых пластинок, а Тейлор Свифт стала самым продаваемым артистом формата, на долю которого пришлось 2,6 % всех продаж. Согласно полугодовому отчету MRC Data за 2021 год, продажи виниловых пластинок в США превысили продажи компакт-дисков; за первые шесть месяцев 2021 года было продано 19,2 миллиона виниловых альбомов, что превысило 18,9 миллиона проданных компакт-дисков. Это объясняется тем, что слушатели ищут материальные способы потребления музыки, особенно фанбазы различных музыкантов. В 2022 году десятый студийный альбом Свифт «Midnights» был продан в количестве 945 000 виниловых пластинок за последние два месяца года, что стало самым большим показателем продаж виниловых альбомов за всю историю Luminate Data. В 2022 году Свифт продала 1,695 миллиона виниловых пластинок из всего своего каталога, причем каждая 25-я пластинка, проданная в США в том году, была альбомом Свифт — сумма больше, чем у двух следующих крупнейших продавцов винила вместе взятых: Гарри Стайлз с 719 000 и Битлз с 553 000.
Причины возрождения виниловых пластинок
Пластинки воспринимаются как более долговечные, поставляются в более крупной упаковке (что позволяет увидеть больше деталей обложки альбома) и могут включать бонусы, отсутствующие на CD (например, постер или одежду, или эксклюзивные примечания). Эти факторы могут привести к тому, что CD будет восприниматься как низкая цена, даже если LP стоит дороже. CD способны более точно воспроизводить звук и фактически свободны от шумов и звуковых артефактов, но многие слушатели находят несовершенство пластинок субъективно более приятным, чем цифровое аудио. Рост спроса на винил также коррелирует с ростом популярности стриминговых сервисов в 2010-х годах: многие слушатели предпочитают купить любимый альбом на виниле, обнаружив его на Spotify или Apple Music. Пластинки также являются тактильными, физическими, коллекционными предметами, которые предлагают кардинально иной опыт прослушивания, чем вездесущие стриминговые сервисы.
Несмотря на то, что многие пластинки продаются современными исполнителями или жанрами, их можно считать также частью ретро-стиля, который становится все более популярным среди меломанов и аудиофилов. Винил - это не просто формат музыки, это образ жизни, и vinyllife.ru призван погрузить вас в этот уникальный мир звука и стиля.