Спортсмены стали зарабатывать такие большие деньги относительно недавно. Ещё в 50-х годах никто и не предполагал, что профессиональный спорт - это огромные денежные средства. Атлеты, конечно, были богаты, но гораздо меньше чем сейчас. Такие кардинальные изменения произошли из-за того, что всего лишь один человек превратил просто спортсменов в суперзвезд многомиллионного бизнеса.
Марк МакКормак
Марк с детства любил спорт, особенно американский футбол. Когда ему было шесть лет, его сбила машина. Из-за травмы врачи запретили заниматься Марку любыми видами контактного спорта, поэтому отец отдал его в гольф. В 1958 году он пробился в число участников открытого первенства США, в то время сильнейшего в мире турнира по гольфу по составу участников. Для игрока любителя это было практически вершиной карьеры.
В итоге он сообразил, что настоящие деньги можно заработать здесь, на поле для гольфа, а не в адвокатской конторе. Огромное количество людей играет в гольф, ещё больше этот гольф смотрят, а больше всего они смотрят на тех, кто выигрывает, а тех, кто выигрывает показывают по телевизору, и их смотрят ещё больше, а значит где-то поблизости находится такое же большое количество денег, и часть из них должна достаться тому, кто поможет этому чемпиону их заработать.
Так у Марка родилась гениальная идея. Оставалось только найти игрока, из которого можно сделать кумира, а потом найти способ обращения его финансов и получить свою долю.
«Если есть чемпионы и есть кумиры, и есть простые болельщики, интересующиеся жизнью кумиров, где-то тут рядом должны быть большие деньги. И если спортсмена освободить от финансовых дел, чтобы он сконцентрировался только на тренировках и соревнованиях, то от его славы тоже можно урвать кусочек. А еще можно самостоятельно сотворить кумира, и сделать это так, чтобы его любили не только за победы».
Зарождение агентской деятельности
В качестве потенциального супергероя Марк выбрал своего старого друга, профессионального игрока Арнольда Палмера, которому к тому моменту исполнилось уже 30 лет, и он успел выиграть несколько турниров по гольфу.
МакКормак увидел в Палмере не просто хорошего игрока, но и прирожденного шоумена. Со своей открытой улыбкой Арнольд идеально подходил на роль живого носителя американской мечты. Поэтому однажды в 1960 году Марк подошел к Палмеру и предложил заняться его финансами. Поскольку гонораров, которые Палмер в то время получал за свои победы хватало лишь на то, чтобы оплачивать переезды с турнира на турнир, счета за гостиницы и рестораны, покупать инвентарь и скромно содержать семью, он не раздумывая согласился. В итоге ни один из них потом не пожалел об этом сотрудничестве.
Три стратегии МакКормака по продвижению спортсмена
Изначально Марк даже не представлял, как ему действовать дальше. Он знал, что пиар спортсменов в те времена ограничивался рекламными щитами при входе на стадион. В этот момент он и проявил свою гениальность.
МакКормак считал, что традиционная реклама уже устарела, а товар может и должен ассоциироваться с конкретным позитивным образом. Например, есть хороший парень, который не может не понравиться. Он красиво закатывает мяч в лунку, трогательно заботится о детях, у него замечательная улыбка, и оказывается он чистит зубы конкретной пастой или пьет только воду конкретного производителя.
Перед Марком появилось три задачи: сделать из Палмера национального героя, затем убедить рекламодателей, что они должны бороться за возможность работы с ним, и наконец, постараться сделать так, чтобы Арнольд не стал похож на обклеенный спонсорами гоночный болид.
С первой задачей проблем не возникло, потому что Палмер был максимально харизматичным и очаровывал всех, с кем общался.
Над решением второй задачей Марку пришлось как следует потрудиться. Ему необходимо было придумать, как спортсмен может зарабатывать деньги за пределами стадиона. В тот момент и родились такие привычные нам сейчас определения и понятия как «Спонсор спортсмена», «Спонсор спортсмена в отдельной категории», «Корпоративный турнир», «Лицензия на использование именного спортивного инвентаря».
Марк не строил образ Палмера как победителя. Он создавал его образ как хорошего парня, которым вы хотели бы быть. Поэтому даже при проигрышах он не терял контракты со спонсорами. Даже завершив свою спортивную карьеру, гольфист зарабатывал на рекламных контрактах по 15 миллионов потому, что он все ещё оставался тем самым хорошим парнем.
Концепция спонсорства, к которой мы привыкли
Изначально ни одна из крупных компаний не хотела выкладывать кучу денег за идею выступать в качестве генерального спонсора спортивного соревнования, пока однажды Марк не связался с президентом Сolgate и не предложил ему спонсировать турнир по гольфу.
Вместо традиционной рекламы зубной пасты, которую мало кто замечает, компании за те же деньги предложили многомиллионную аудиторию, где каждый по несколько раз увидит и прочтет заветное название Сolgate.
В итоге за первые два года работы с Марком доходы Палмера выросли с 60 тысяч долларов до 500 тысяч долларов. Увидев такое, с МакКормаком захотели заключить сделки и другие игроки. Гольфисты, теннисисты, горнолыжники, футболисты, фигуристы и многие другие спортсмены. Затем он начал работать с музыкантами, художниками и топ моделями. Однажды представлял даже самого папу римского. С компанией Марка IMG подписали контракт такие знаменитости как Пеле, Тайгер Вудс, Бьорн Борг и многие другие.
Объединение спорта и телевидения
На этих достижениях Марк не остановился. Он верил, что спорт и телевидение должны объединиться. В связи с этим им была основана телевизионная компания «Trans World International», которая транслировала турниры по гольфу, английскую футбольную премьер-лигу, туры ассоциаций профессиональных серфингистов и соревнования «Самый сильный человек планеты». Впоследствии компания договорилась на трансляцию игр НХЛ, НБА, Уимблдона и Главной бейсбольной лиги.
В 1990 году журнал «Sport Illustrated» назвал Марка МакКормака самым влиятельным человеком в мире спорта.
А в 2003 году уже после смерти Марка издание «BusinessEdge» написало о нём следующее:
«МакКормак изобрел спортивный бизнес. Именно он впервые осознал, что в золотом треугольнике спорта спонсорской поддержки и телевидения лежит огромное благосостояние, которое только и ждет чтобы его подняли».
Интересно, не правда ли? Присоединяйтесь к нам, чтобы быть в курсе всех новостей и эксклюзивных материалов о бизнесе в фитнесе и спорте! Подписывайтесь на канал «EMSport.ru - все о бизнесе в фитнесе и спорте», а мы продолжим создавать для вас ещё больше уникального контента!
Читайте наши другие статьи, связанные с историей и развитием спорта:
Топ-10 самых дорогих видов спорта
Связаться с нами
Если вы ищете помощь различных бизнес направлениях в сфере фитнеса и спорта, мы всегда готовы помочь. Смело обращайтесь за сотрудничеством. Поделимся опытом и знаниями, учитывая ваш запрос и цели. Свяжитесь с нами, и мы обязательно решим ваш вопрос в короткие сроки!