Найти тему

Самый короткий трамвайный маршрут Челябинска

Трамвай 12 маршрута в кольце Улица Харлова.
Трамвай 12 маршрута в кольце Улица Харлова.

Самым коротким маршрутом трамвая в южноупальской столице является 12 Улица Чистопольская - Улица Харлова. Маршрут открыт в 2008 году и является самым молодым в городе, а также сама линия на Чистопольскую довольно молодая - 90-ых годов. Для сравнения на ЧГРЭС трамвай поехал в 1929 году, на Чичерина в 1938 году, на ЧТЗ в 1955 году, на ЧЭМК в 1968 году, на ЦХП в 1976 году, а на ЧМК - в 1948 году. Также на Чистопольской отстаиваются 18 и 22 маршруты - два гиганта города. Первый частично обслуживается СМЕ и едет 1,5 часа, а второй едет 70 минут и полностью обслуживается на СМЕ. СМЕ - система многих едениц.

Вагон 1328 12 маршрута на улице Машиностроителей
Вагон 1328 12 маршрута на улице Машиностроителей

Длина маршрута составляет 6,5 километров, время в пути 26 минут, обслуживается двумя вагонами первого депо(о единственном случае с вагоном второго депо расскажу ниже) и интервалы составляют 20 минут. С 2008 года по 1 апреля 2022 года маршрут обслуживался лишь КТМ-5 и редкими 71-608КМ, но с того момента его история поменялась.

Вагоны 0019 и 0063 в кольце "Улица Чистопольская".
Вагоны 0019 и 0063 в кольце "Улица Чистопольская".

В 6:11 1 апреля 2022 года впервые на маршруте появился новый трамвай - 71-623-04.01 с бортовым номером 0019. С тех пор на маршруте бывали 0014, 0017, 0019, 0021, 0027, 0029 и 0030. Также 2 ноября 2023 года здесь побывал и 71-628 - дебютантом стал вагон 0063.

Вагон 2072 на обороте на остановке ЧТПЗ.
Вагон 2072 на обороте на остановке ЧТПЗ.

В апреле 2023 года на участке Чистопольская - ЧТПЗ происходила реконструкция контактной сети и путевого хозяйства, и в это время сюда успел заглянуть неожиданный гость. 2072 - вагон модели 71-619КТ(первый случай пребывания этой модели на маршруте), приписанный к второму(!!!!!) депо. Зачем на участок с реверсивным движением везли вагон с другой окраины города 24 километра - загадка. Тем не менее, он сюда смог заехать даже одиночкой. И вот почему это ещё более удивительно. ЧТПЗ - обычная остановка, и ради оборота сделали врезанную стрелку. Иногда когда на основном пути уже стояла на обеде система 18/22 маршрута, трамвай просто ехал по встречному пути по согласованию с диспетчером аж до Харлова, и только потом переходил на правильный путь. С 2072 произошла как раз такая ситуация, но каким образом одиночка обернулась вот так - загадка. Возможно, в вагоне есть спрятанный задний пульт управления и с помощью него он и катал весь маршрут. Также потрясает, что за 2072 уже ехал КТМ-5 18 маршрута - как они разминулись на Харлова можно только гадать. Интересен также тот факт, что 19 мая, уже после окончания ремонта, 2072 снова вышел на 12 маршрут. Опять возникает вопрос - зачем гонять трамвай за 24 километра на маршрут обслуживаемый другим депо.

-5

Сейчас маршрут является подкреплением для 18 и 22 и отростком(как и всегда) доставляющим жителей основной части Ленинского района в институт трубной промышленности и три разных завода, включая ЧТПЗ. Это также подиверждает гигантский интервальный перерыв с 9:58 до 15:36 в работе маршрута, а также отстутствие графиков выходного дня.

На ютуб-канале "Под стук колёс", где автор является водителем трамвая, есть видео с полным кругом по 12 маршруту. Также в 4 выпуске Волн на канале маршрут дико засветился на 36 минуте - как и зачем был сделан такой поток, не ясно.