К началу современных боевых действий, снайперы в нашей армии были объединены в стрелковые роты, в полках и бригадах. Плюс отдельные снайперские взводы в отрядах бригад специального назначения и снайперские группы в подразделениях сил специальных операций.
Численность стрелковой роты не превышала семидесяти человек. Примерно половина из них в ряде случаев могла быть представлена военнослужащими по призыву, которые, в отличие от офицеров и контрактников, специальной подготовки в школе снайперов. Подготовкой этой занимались окружные центры и снайперская школа, расположенная в Подмосковье.
Курсанты приобретали квалификацию: третий, второй и первый уровень, либо «мастер». Начиная с первого уровня, контрактники и офицеры могли получить личную высокоточную винтовку, с которой им назначено убывать к месту службы.
Наиболее подготовленным стрелкам предназначены крупнокалиберные винтовки, способные поражать цели на расстоянии до полутора километров, а порой даже и больше.
В некоторых подразделениях, кстати, на вооружении есть винтовки иностранного производства, закупленные Минобороны России в 2012-2013 гг. и в штучных количествах поставленные в снайперские роты.
В современных военных условиях стрелка оказывалось уже явно недостаточно, поэтому возникла потребность в дополнительном специальном оборудовании. Это привело к появлению в снайперских подразделениях групп наблюдения - с биноклями и лазерными приборами разведки.
Кроме того, в нынешних реалиях стали гораздо чаще привлекаться тепловизионные приборы наблюдения, позволяющие уверенно обнаруживать цели в темноте и эффективно корректировать огонь снайпера.
Начальный период текущих боевых действий оказался для отечественных снайперов весьма непростым. Известно, что одна из бригад морской пехоты, действовавшая двумя батальонно-тактическими группами, использовала всего две снайперские пары.
Получается, что к весне 2022-го года роль и место снайпера в соединении были не определены а командование не совсем понимало, какие задачи следует ставить снайперам.
В начале конфликта сохранялась схема организации работы снайперов парами, в которых один стрелок вёл наблюдение и корректировал, а другой осуществлял выстрел. В основном снайперы работали из расположения своих частей, будучи вынужденными выдвигаться на передок из-за относительно небольшой дальности огня своего оружия (СВД).
Потенциал снайперов, использовавших другие снайперские комплексы, наиболее полно раскрыт тоже в условиях позиционных боёв, а не во время активных перемещений и штурмовых действий.
Любопытная деталь: на одном из направлений боевое мастерство наши стрелки могли повышать, уничтожая камеры уличного и дорожного наблюдения, с помощью которых противник отслеживал перемещение наших войск. Один из снайперов, впоследствии добившийся неплохих результатов, рассказывал, что именно на дорожных камерах он набил руку и поднял свой стрелковый уровень.
Не редкими стали и такие случаи, когда военные в боевой обстановке работали из винтовок на такой близкой дистанции, что более оптимальным оказывалось уже использование автомата.
Показательный случай: при обороне полосы, ширина которой в 10 раз превышала уставную, командование батальона предложило снайперскому подразделению бригады помочь с контролем наиболее опасных направлений, откуда противник мог осуществить внезапную атаку, закрыть это направление.
В одной из прилегающих лесополос был выставлен снайперский секрет. Офицер, возглавивший группу снайперов, был вооружён австрийской винтовкой и автоматом, оснащённым «банкой» - дульным тормозом-компенсатором закрытого типа, снижающим звук выстрела на 30-40 процентов.
Это позволяет дезориентировать противника относительно истинного местонахождения стрелка. Помимо «банки», на автомате также был установлен тепловизионный прицел.
Ранним утром на дистанции 400-500 м в тепловизор секрет обнаружил выдвижение взвода противника, находившегося в соседней лесополосе. Командир группы принял решение оттянуться к своим силам, куда он и направил своих подчинённых.
Сам же офицер, дождавшись, когда расстояние до противника сократится на 200 м, открыл огонь одиночными выстрелами из автомата. Менее чем за минуту командир группы уничтожил восемь солдат противника, прежде чем оставшиеся в живых оппоненты сообразили, откуда по ним ведётся огонь.
В связи с установившейся позиционной войной, снайперы в настоящее время в основном работают на пресечение ротации групп противника, несущих службу в передовом дозоре. Обычно снайперы располагаются на возвышенности, на удалении до полутора километров от предполагаемого маршрута ротации. Это даёт возможность в ночное время уничтожать солдат противника, выходящих на отдых или выдвигающихся на передний край.
К настоящему времени организация работы российских снайперов претерпела заметные изменения. Так, зачастую приходится работать на ультракоротких дистанциях, которые не превышают и 300 м. Также приходится отказываться от специально оборудованных позиций - снайперских лёжек, когда увеличивается темп боевых действий.
Кроме того, вместо использования снайперских пар сейчас работа всё чаще ведется группами по пять человек: снайпер-наблюдатель, он же командир группы; два снайпера-стрелка и два автоматчика.
Такое решение во многом продиктовано появлением у противника разведывательных коптеров, при помощи которых снайперская группа может быть обнаружена, а значит и подвергнута огневому поражению.
Две дополнительных пары глаз всегда будут полезны группе для организации наблюдения за окружающей обстановкой, равно как и две лишние пары рук – тоже очень кстати. Вплоть до того, чтобы нести гранатомёты, взятые на случай встречи с бронетехникой. Формируются и мобильные группы тяжёлых снайперов, задачи которых - защита переднего края от живой силы неприятеля.