Учение о святости, о святых и их почитании в «Трех словах» преп. Иоанна Дамаскина
Дамаскин призывает изображать не только Христа, но и Божию Матерь и святых: «Ибо святые и при жизни были исполнены Святаго Духа, также и по смерти их благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и в их чертах, и в святых их изображениях, не по причине их сущности, а вследствие благодати и [божественнаго] действия» (Слово 1, 19). «И так, изображаем Христа — Царя Господа, не лишая Его воинства. Ибо воинство Господне – святые… Ибо, если они наследницы Богу и сонаследницы Христу, то будут также участниками и в Божественной Его славе и царстве. Друзья Христа, участвовавшие в Христовых страданиях, как не назовутся соучастниками Его славы на земле?... Поклоняюсь изображению Христа, как воплотившагося Бога; изображению Госпожи всех — Богородицы, как Матери Сына Божия; изображения святых, как друзей Божиих, противоставших греху до крови и излиянием ея за Христа подражавших Ему, ранее пролившему за них Свою собственную кровь; и ставлю [пред собою] начертанные подвиги и страдания их, в жизни шедших по стопам Его, так как чрез них я освящаюсь и воспламеняюсь соревнованием подражания» (Слово 1, 21).
Преп. Иоанн смотрит на вопрос почитания святых шире, чем просто касательно их изображения: в Ветхом Завете «не воздвигали храма в честь имени [кого-либо из] людей, не чествовали празднеством смерти праведных, но оплакивали. Прикасавшийся к мертвому, даже к самому Моисею [умершему], считался нечистым. Теперь же память святых празднуется. Труп Иакова оплакивали, а смерть Стефана празднуется всенародно. Поэтому, или устрани всенародное празднование памяти святых, совершаемое вопреки древнему закону, или согласись и на изображения, существуюшие, как ты говоришь, вопреки закону. Но невозможно не праздновать памяти святых. … Поэтому мы не оплакиваем смерти святых, но празднуем… Ибо сонм святых Апостолов и богоносных отцов повелевает, чтоб это было. Ибо с тех пор, как Бог Слово стал плотию, уподобившись нам во всем, кроме греха, неслиянно соединился с нашею природою и, не изменяя, обожил плоть чрез взаимное неслиянное соединение Его божества и Его плоти, мы действительно освящены» (Слово 1, 21). «И во время Ветхаго Завета, конечно, не воздвигал храмов в честь имени людей Израиль, ни праздновалась память человека. Ибо природа людей была еще под проклятием, и смерть была приговором [т.е. наказанием], почему и была оплакиваема; и тело умершаго считалось нечистым, также и касавшийся его. Теперь же, с тех пор как Божество, как некоторое животворящее и спасительное лекарство, соединилось с нашим естеством, наше естество прославлено и превращено в нетленное» (Слово 2, 11).
24.10. Власть церковная и власть государственная. Отношение между ними в контексте иконоборческого спора
Касается Дамаскин и важного в Византии вопроса о соотношении власти церковной и государственной. Навязывание Церкви и народу ереси иконоборчества со стороны императора требовало разграничить их компетенции: «Не царей дело — давать законы Церкви. Что говорит божественный Апостол? И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1 Кор.12:28). Не сказал: «царями»… Не цари глаголали вам слово, но апостолы и пророки, и пастыри, и учители… Царям свойственн хороший образ государственной деятельности; церковное же устройство — дело пастырей и учителей. Это, братие, разбойническое нападение. Саул разорвал одежду Самуила и что потерпел?... И теперь блаженный Герман, блистающий жизнию и словом, был заушен и сделался изгнанником, также и весьма многие другие епископы и отцы, имен которых мы не знаем. Не разбойническое ли — это дело?... Мы покорны тебе, царь, в делах, касающихся жизни [т.е. в делах века сего]: податях, пошлинах, получении [твоих] даяний, в том, в чем вверено тебе управление нашими делами; в церковном же устройстве имеем пастырей, глаголавших нам слово и изготовивших церковное законоположение. Не удаляем со своего места предел вечных, яже положиша наши отцы, но удерживаем предания, как приняли их. Ибо, если начнем, хотя в малом, ниспровергать здание Церкви, то оно понемногу будет разрушено все» (Слово 2, 12).