Предыдущий пост был написан на эмоциях, без должного анализа этого явления с психологической точки зрения. До конца не была раскрыта тема мотивов людей, сделавших татуировки и вообще не освещена тема, потребителей этого контента, точнее ярых противников татуировок. Поэтому эта статья будет полезна как для тех, кто является носителем татуировок или людей, которые хотят их сделать, так и для тех, кто «терпеть ненавидит эти ваши «извращения», а заодно и самих носителей тату.
Тема татуировки очень сложна, хотя на первый взгляд она такой не кажется. Она проходит через судьбы людей, приводит к кризисам в отношениях, конфликтам на работе и является атрибутом различных сообществ, как финансово успешных (блоггеры, шоумены и т.п.), так и маргинальных (сидельцы, неформальные субкультуры), также является проявлением свободомыслия или подражанием кумирам. За последние годы, она превратилась из табуированного элемента в часть культуры, получила массовое распространение. Заставляя взглянуть на нее внимательнее и,
по-возможности, непредвзято.
Начнем с определения самого термина «татуировка». Под татуировкой (стойкой экзогенной пигментацией кожи) понимается сознательное искусственное нарушение целостности кожных покровов посредством колюще-режущих инструментов с последующим введением в раневую поверхность красящих веществ с целью получения стойких неисчезающих изображений. Ух, как звучит, попахивает БДСМщиной!
В 90-х годах, когда появлялись фильмы про различных «Джэки Чанов» и прочих Шаолиньских ниндзя, меня, как и многих мальчишек того времени, интересовали восточные единоборства. У моего старшего брата было много книжек, посвященных этому делу, в одной из них был описан обряд, который монах Шаолиня проходил, если хотел покинуть монастырь. Он должен был пройти через подземный лабиринт, который представлял собой коридор, наполненный различными смертельными ловушками. Пройдя через все это веселье, монах должен был отодвинуть огромный камень, который загораживал выход. Камушек был с сюрпризом, поэтому, когда монах обхватывал его руками, у него выжигались тигр и дракон – герб монастыря. Круто правда? Когда я это читал в детстве, у меня мурашки по коже бегали и так хотелось тоже заиметь такие рисунки на руках. То, что несчастные монахи, прежде чем заполучить такие рисунки, посвящали всю свою жизнь изнуряющим тренировкам, медитации и служении монастырю мне в голову особо не приходило. И никаких тебе женщин, вкусной еды и развлечений. Хотелось «казаться» такими как эти монахи в отдельно взятой ипостаси – крутого мастера боевых искусств, а не «быть» одним из них.
Татуировка в современном мире – это, прежде всего, высказывание. То, что люди используют для высказывания столь неординарный способ, означает, что высказывания, которые можно сделать другими способами, не кажутся им достаточными. Никто не хочет быть частью однородной массы, все хотят выделиться, заявить о себе. Не надо трудиться, не надо что-то доказывать или совершать. Не надо прилагать усилий для того, чтобы донести сделанное или информацию о том, что ты сделал. Наконец, не надо беспокоиться о сохранности достигнутого результата.
Современный человек настолько самодостаточен, что его не очень-то заботит, кто окажется потребителем его "высказывания". Его не интересует диалог, достаточно высказаться самому. Это – завершённая реплика, не нуждающаяся в ответе. Любой ответ ведёт к ослаблению твоей самореализации, а так ты реализовался – и всё.
Наконец, современный человек испытывает дефицит свободы. Свобода приходит к нам изнутри, а внутрь себя сегодня заглядывать как-то тяжело и опасно. Принято считать себя цельной ценностью, со всеми ментальными потрохами. Поэтому нынешний человек поверхностен. И свобода нужна ему внешняя. А внешней свободы у человека всегда было мало, мало её и сейчас. Можно сказать, даже: особенно мало. И, не имея сил изменить это, человек имитирует свободу распоряжения собой, помещая татуировку на своё тело.
Бросается в глаза значительное увеличение числа женских татуировок. Причем большая часть мужчин выражают свое мнение о татуированных женщинах исключительно в резкой форме. По практически единодушному мнению мужчин, татуировка является четким маркером не только доступности девушки (как, например, курение), но и явным признаком существенных психологических проблем. И если какая-нибудь ласточка или бабочка заставляют всего лишь насторожиться, то детально проработанная инфернальная картина на предплечье, спине или бедре откровенно пугают. Кроме того, мужчины часто говорят, что женская татуировка воспринимается как «грязь» (и в прямом, и в переносном смысле). Действительно, условные 95% татуировок (причем речь не о «партаках» - изначально некачественных тату) и вблизи и, тем более, вдали выглядят не более чем грязным пятном или даже как вызывающее брезгливость кожное заболевание. Пожалуй, самым популярным мнением мужчин о татуировках будет следующее. Мужчины никогда не смотрели на красивую девушку и не думали, что если у нее была бы татуировка, то было бы лучше! Но мужчины много раз смотрели на красивых девушек и размышляли, что без татуировок она выглядела бы привлекательней и желанней!
Женщина в современном мире более потеряна, нежели мужчина. Модель её мироздания претерпела катастрофические изменения. Фактически, она была полностью разрушена и собрана заново совсем на других основаниях. Отсюда проистекает неуверенность и повышенное эмоциональное напряжение. Женщине приходится прикладывать дополнительные усилия, чтобы оставаться в рамках нового образа, не давая себе вернуться к прежней, традиционной модели. В эти усилия входят и тату: ими женщина «прибивает» себя к самодостаточности, утверждая, что она обладает необходимым уровнем свободы, чтобы распоряжаться собой по собственному усмотрению. «Доступность» женщины, курение, сквернословие, однополые связи – из этой же серии. Всё это – способы реализовать и закрепить свою самодостаточность. Если послушать самих девушек, можно выделить несколько основных мотивов нанесения татуировки (мотивы «моды» и попытки «украшения» своего тела оставим за кадром как наименее интересные). Некоторые делают это для «самовыражения» (хотя что именно пытаются выразить таким способом, понять довольно сложно). Другие утверждают, что «имеют право» делать со своим телом что угодно, некоторые даже используют известный феминистический лозунг «Мое тело – мое дело!», которым часто пытаются оправдать мифологию бодипозитива и прочую дурь. При этом значительная часть татуированных пытается убедить (себя или нас?) в том, что их тату якобы не несут никакого смысла и сделаны лишь потому, что «картинка понравилась» (в случае «наколотых» чертей и т.п. – это явно вопрос к психиатрам). Разберемся, правдивы ли эти объяснения. Возможно, главной причиной страсти к татуировкам ориентация на внешний мир, где тату как элемент показной «независимости» в действительности выступает маркером повышенной внушаемости и «стадности». Возможно, женщина недостаточно осознанно подходит к этим вопросам.
Диалектика моды состоит в том, что она всегда мотивирована желанием выделиться, быть уникальным, которое одновременно присуще многим, что придаёт следованию моде стадный характер. Конечно, мода на тату существует, как существует и мотив украшения тела. Все приведённые объяснения по-своему справедливы. Но правда их ограничена. Ведь на эти вызовы можно было бы ответить и иначе. Почему же выбирается ответ именно в виде тату. Не потому ли, что другие ответы оказались менее доступны.
Если человек сущностно пассивен, он действует с наименьшими затратами энергии. Самореализация в виде тату стала массовой именно потому, что этот способ требует наименьших усилий при достижении очевидного для всех результата. Тому, кто готов духовно трудиться, татуировка не нужна; его реализация будет и без того полной, в ней просто не останется места для жестов ради жеста, к которым относится и тату.
Количество людей, готовых довольствоваться примитивной культурой, растёт. На данный момент актуальна двухъярусная организации общества, когда часть социума (элита) живет в рамках сложной системы, а другой части человечества предоставлена свобода примитивной жизни. Следует отметить, что наличие татуировки уже является знаком принадлежности к «простой» части общества и закрывает ее носителю дорогу «наверх». Исключения в виде артистов всех мастей и спортсменов лишь подтверждает правило. Так, архаизировав своё сознание, люди теряют себя в этом сложном мире.
Современное общество нельзя назвать здоровым. Психическое здоровье возможно только в условиях внятной картины мира. Человек должен понимать своё место в мироздании, знать, зачем он живёт и как ему надлежит жить. Вот тогда у него будет крепкое душевное здоровье. Беда современного общества – это потеря смыслов. Подлинные смыслы утрачиваются, а существование продолжается. Человек должен как-то удержаться в бытии, найти какие-то основания, позволяющие жить дальше несмотря ни на что. И он создаёт себе искусственные подпорки, убеждая себя, что достаточно просто быть таким, каков ты есть, или стать таким, каким тебе захотелось. Самоутверждение заменяет смысл, и татуировка – это один из способов самоутверждения.
Понятно, что подпорка нужна там, где потеряна устойчивость. Человек, стоящий на земле двумя ногами, татуировку делать не будет. Но тату – лишь симптом неблагополучия, а не его причина. Человек не становится ближе к душевному распаду, сделав татуировку. Просто он делает её потому, что распад недалёк.
Что касается людей, которые резко и подчас агрессивно реагируют на татуированных людей, то к ним тоже есть вопросы. Почему вас так беспокоит чужое видение мира? Каждый человек приходит в этот мир один, проживает эту жизнь один и уходит из нее тоже один. Вы никогда в полной мере не поймете мотивов и желаний другого человека, и вас никто, никогда не поймет. Все что мы видим в людях и думаем о них является лишь игрой нашего мозга, нашем отражением действительности, основанным на опыте и знаниях полученных от родителей/родственников/друзей/знакомых. В других людях нам нравится то, что нравится в нас самих и не нравится то, что не нравится в себе или то, что мы себе не разрешаем. Так не отказывайте другим людям в праве пройти свой путь, примите их такими, какие они есть, со всеми своими недостатками (если они не противоречат законодательству) или просто вычеркните их из своей жизни, не обращая на это никакого внимания. Каждый заблуждающейся по вашему мнению должен сам осознать свои действия и поступки.