Это продолжение серии заметок, цель которых разобраться в теме мономифа. Для этого я накладываю схему путешествия героя на сюжет книги Джоан Роулинг “Гарри Поттер и философский камень”.
Обычный мир и предвестник приключений. Или “Исчезнувшее стекло”.
Во второй главе книги герой показан в обычном мире, описываются его сильные и слабые стороны.
Гарри Поттер одинок, находится в неведении, не умеет управлять своими волшебными силами. Он не понимает что с ним происходит, но систематически огребает за происходящее. Он “прожил у Дурслей почти десять лет, полных лишений и обид”. Дурсли его опасаются, недолюбливают, не понимают и не в восторге, что он свалился им на голову.
В этой же главе подробнее раскрыта уникальность героя: он умеет отращивать себе волосы силой мысли, заставлять исчезать стекла и разговаривать со змеями. А еще у него на лбу есть шрам в виде молнии, а необычного вида незнакомцы иногда узнают его и подходят поздороваться. Это странно, это не как у всех обитателей обычного мира.
В главе есть три момента, на которые интересно посмотреть внимательнее.
Первый момент - это необычные случаи, происходящие с Гарри. Они по своей сути являются ошибками, то есть непреднамеренными, случайными отклонениями от правильных действий. Например, когда Дадли со своей компанией гонялся за Гарри, чтобы обидеть его, мальчик неожиданно для всех оказался на крыше школы. И такая "ошибка" имеет объяснение:
...ошибки - это не просто случайность, а результат подавленных желаний и конфликтов. ... Промах может открыть путь к новой судьбе.
Джозеф Кэмпбелл, "Тысячеликий герой".
Второй момент - это встреча со змеем в зоопарке. Змей появляется как “глашатай вступающих в игру новых сил”, он предвестник приключений.
Джозеф Кэмпбелл в своей книге "Тысячеликий герой" пишет: “критический момент его появления - это “зов странствий”. Также он отмечает, что для этого зова обычными являются отталкивающие декорации и внешний вид глашатого, чтобы увеличить вероятность неправильной оценки произошедшего. А это, в свою очередь, может оттолкнуть от приключений, заселить мысль, что дар Гарри - это что-то нехорошее.
Третий момент - в конце главы Джоан Роулинг повышает ставки, резюмируя, что ждет героя, если он не откликнется на зов приключений:
“В общем, Гарри был одинок на этом свете, и, похоже, ему предстояло оставаться таким же одиноким еще долгие годы. Много-много лет…”