Весна идёт, весне дорогу...
В ГМИИ им. А.С. Пушкина 15 марта открылась выставка "Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». Вдохновившись полотнами великих мастеров, зарядившись энергией истинных гедонистов, покорно делюсь впечатлениями с вами, дорогие любители искусства.
На выставке представлено более 70 произведений итальянской живописи из собраний самого музея, а также Эрмитажа, заповедника «Петергоф», Пермской художественной галереи и других музеев. Это первая в России выставка итальянского натюрморта.
В постоянной экспозиции Пушкинского музея особое место отведено голландским натюрмортам, а «итальянцы» долго ждали своего звездного часа в запасниках – и вот он настал. Выставка с любовью к своему делу и очень основательно подготовлена искусствоведом Викторией Марковой. Так, например, было установлено авторство двух работ из музея «Петергоф» и Эрмитажа — во время реставрации на них обнаружили инициалы Джузеппе Рекко. Раньше считалось, что работ этого живописца на территории России нет.
Считается, что история итальянского натюрморта начинается с полотна Караваджо «Корзина с фруктами», но на выставке в ГМИИ, к сожалению, не была представлена ни одна из его работ. Зато белый зал украшает картина «Продавец фруктов» руки одного из учеников великого итальянца (имя его пока не установлено). Герой композиции будто вот-вот шагнëт в зал из золочёной рамы и предложит пару яблок каждому из зрителей – так живо он выделяется на фоне темного глухого фона.
Особое место в экспозиции занял шедевр Джузеппе Арчимбольдо «Мужская голова»/«Корзина фруктов». Итальянский маньерист XVI века известен своей особой игрой с формой – его «перевёртышы» узнаваемы с первой секунды. Данная работа имеет двойное название, так как предполагает возможность экспонирования в двух вариантах — основном и перевернутом. В первом случае из изображенных плодов складывается портрет мужчины, во втором – натюрморт с фруктами.
Также на выставке представлен уникальный предмет интерьера – стол, выполненный в технике мозаики pietre dure из полудрагоценных камней авторами из мастерских великого герцога Тосканского. Все элементы будто изнутри подсвечены – так сияют они на отполированной поверхности столешницы.
Сама экспозиция выставки выстроена таким образом, что каждый посетитель может в отдельности изучить каждое из направлений итальянского натюрморта. Дело в том, что в каждой области страны этот живописный жанр имел свои особенности, картины писались на заказ для богатой публики (такой разной) и украшали их виллы и палаццо. Так, например, в Риме предпочтение отдавали плодам и цветам на фоне древних руин и парков, в Неаполе (напоминаю, что это порт) популярен был сюжет рыбного улова, а музыкальные инструменты и предметы интерьера писали на холстах в Бергамо.
Жанр «натюрморт» (фр. nature morte, букв. – мертвая природа), больше распространенный в Северной Европе, отличался своей аллегоричностью. Каждый предмет на полотне имел своё значение, свой смысл, и картины можно было «читать» как зашифрованные послания. Например, подсолнух - символ преданности; зеленый плющ олицетворяет вечную жизнь; кошки были символом обмана; морские раковины – смерти и хрупкости.
Итальянский натюрморт отличается от такой назидательности и глубокого христианско-аллегорического послания. Южные мастера – истинные представители эпохи барокко с его «здесь и сейчас», с его наслаждением жизнью. Их полотна – прославление будней, красоты в деталях. Художники украшали интерьеры заказчиков, становясь практически постоянными мастерами определенных домов – это одна из причин, почему многие из картин не подписаны авторами.
Эта выставка – гимн жизни и серьезное искусствоведческое исследование в одном послании. Рекомендую ее всем любителям искусства – продлится она до 26 мая.
Мастера, представленные в экспозиции: неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо; римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, Микеланджело Черквоцци; флорентинец Якопо да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи.