В марте 2024 года стало известно, что скоро сильно вырастут цены на какао и шоколад в России. Производство половины всего какао, что производят в мире, остановлено. Ведь какао-бобы так дороги, что заводы не могут себе позволить купить сырьё. Так что же не так с какао бобами?
За последний год цены на какао выросли более чем в два раза, преодолев исторические максимумы.
Сезон дождей и пагубный грибок
В Кот-д'Ивуаре и Гане производят почти 60 % мирового объема какао-бобов. Производители шоколада уже повысили цены для потребителей после трех лет неурожая какао, и, скорее всего, ожидается четвертый неурожайный год в этих двух странах. Всему виной – грибковый черный стручок. Это заболевание, которое погубило урожай. Под его пагубным воздействием стручки какао чернеют и гниют.
Также сезон дождей в Африке в 2022 году оказался слишком обильным. И это запустило естественно-экономический принцип домино. Всё рухнуло по цепочке: тот самый грибок распространился из-за длительной сырой погоды. Болезнь было больше не остановить. Проливные дожди сделали дороги непроходимыми. Нельзя доставить химикаты для обработки плантаций, а какао – в порты.
И вот уже с 2023 года фермеры говорят: "За 20 лет я никогда не видел такого плохого урожая".
Поправить ситуацию с урожаем какао-бобов могли бы удобрения. Но из-за антироссийских санкций с ними начались перебои, и они сильно подорожали.
Кто-то слишком много ест
Какао стало слишком мало, цены упадут только при падении мирового спроса. Но в некоторых странах спрос, наоборот, только растёт. Особенно полюбили шоколад в Китае.
Раньше шоколад считался у китайцев продуктом премиум-класса для особых случаев. Например, там есть традиция дарить шоколад в красивой упаковке на свадебных церемониях.
Гастрономические традиции китайцев вообще отличались от западных. В Китае не было культа десертов. Сладкий вкус там считали оттенком для остальных, в первую очередь для кислого. Сладкие ингредиенты всегда добавляли к основным блюдам.
Сладкое блюдо в Китае прошлого века – это обычно подарок или что-то особенное. А из кондитерских изделий там предпочитали леденцы или желе.
Но с 90-х на китайский рынок пришли крупные западные производители. Они попытались изменить потребительские взгляды активной рекламой. И с годами вкусы в Китае изменились, в том числе из-за глобализации. А ещё сыграла роль экономика: китайцы просто смогли позволить себе покупать больше вкусностей.
За пару десятков лет жители КНР превратились в шоколадоголиков. Производители хлынули на свободный рынок.
Только Россия увеличила экспорт шоколада в Китай в 3 раза за последний год. Китайцы очень ценят российскую кондитерскую продукцию за натуральность. А в наших продуктах мало сахара и много какао.
Дешёвого шоколада больше не будет
Последние годы мировой шоколадный кризис только усугубляется. Африканские фабрики сокращают производство сырья. Несколько крупных заводов в Гане и вовсе оказались на гране закрытия. По оценке Международной организации по какао (ICCO), мировое производство какао в 2024 году снизится на 10,9% – до 4,45 млн тонн.
У шоколада есть потенциал подорожать в 2-3 раза. После подорожания не исключено возникновение чёрного рынка шоколада. Придётся искать альтернативу.
Эксперты Роспотребнадзора рекомендуют любителям сладкого переходить на сухофрукты, зефир и пастилу, которые делаются из фруктового или ягодного пюре, фруктовый мармелад без сахара.
А вы сможете без шоколада или будете переплачивать в 3 раза больше?