Найти тему
Академия РОСТУМ

Почему ребенок должен самостоятельно делать домашнее задание?

Оглавление

Как перестать делать домашнее задание за ребенка?

Многие родители убеждены, что помощь детям в выполнении домашних заданий - это их священный долг. Одни считают, что если не будут контролировать весь процесс, успеваемость ребенка значительно снизится, он расслабится, нахватает двоек и об успешном поступлении в престижный университет придется забыть. Другие уверены, что сложность домашних заданий в некоторых случаях ставит в тупик даже взрослых, а вместе с тем, постоянная помощь с домашними заданиями автоматически делает родителя хорошим и вовлеченным.

Сегодня мы постараемся объяснить, почему же помощь ребенку с домашним заданием — это плохая практика.

Что такое домашнее задание

Домашнее задание - это задание, которое педагог предлагает ученикам для самостоятельного выполнения после уроков дома с целью осознания и закрепления темы или навыка, полученных на уроке. Обычно оно включает чтение и пересказ текстов, выполнение упражнений, решение примеров и задач.

Как показывает практика, роль и значение домашней работы в процессе обучения школьников невозможно переоценить, поскольку она решает несколько важных вопросов обучения. Во-первых, домашние задания помогают ученикам усвоить материал, изученный на уроке, что особенно важно для сложных тем, которые требуют повторения и практики. Во-вторых, домашняя работа помогает школьникам развивать навык самостоятельности, поскольку ученикам необходимо правильно организовать свое свободное время и учесть дополнительные занятия, если они есть, чтобы суметь выполнить все задания в срок. В-третьих, самостоятельная работа над упражнениями дома помогает ученикам научиться работать с учебниками, дополнительной литературой, интернетом и другими источниками информации. Наконец, регулярное выполнение заданий повышает успеваемость учеников.

Домашнее задание в системе образования

Каждый из нас знаком с тем, как складывается процесс обучения. Ученик на уроке получает знания и навыки, узнает новые способы выполнения тех или иных заданий, а затем под наблюдением педагога вместе с одноклассниками ищет способы применения этих знаний и учится использовать их на практике. После этого во время написания контрольных работ и аттестаций, школьник демонстрирует, насколько хорошо был понят и отработан материал, отточены навыки.

В этой системе домашние задания играют важную роль на этапе применения полученных знаний учениками. Учитель проводит урок, дает какое-то новое понятие, объясняет алгоритм или способ действия, а затем предлагает детям домашнее задание для тренировки. На этом этапе педагогу важно понять, как был усвоен материал на уроке, все ли детям понятно, всю ли цепочку знаний они усвоили и готовы с ней работать. В этой системе последовательных шагов домашняя работа является обратной связью от ребенка к педагогу. Занимаясь проверкой заданий, учитель получает информацию о том, как ученик понимает материал, какие трудности у него возникают, выявляет дефициты знаний, если они имеются, и может корректировать свою методику преподавания, вводя уроки для теоретического или практического повторения знаний.

Если ребенок делает домашнюю работу с помощью взрослых, то обратная связь к педагогу является недостоверной. Получив идеально выполненные домашние задания, педагог уверен, что дети поняли предыдущую тему и двигается дальше. В таких случаях пробелы вскрываются на контрольных работах, когда ребенок оказывается один на один с заданием, не может справиться с ним без посторонней помощи и получает не ту отметку, на которую рассчитывал. Такое развитие событий неприятно и для ученика, и для педагога.

-2

Что может мешать ребенку учиться самостоятельно

Если вы перешагнули порог 3-4 класса, а ребенок все еще не может выполнять домашнюю работу самостоятельно, необходимо заняться поиском первопричины. Наиболее часто данная проблема связана с такими факторами как:

  • нарушение нормы внутричерепного давления;
  • гипертонус мышц;
  • синдром дефицита внимания (часто диагностируется вместе с гиперактивностью);
  • какие-либо проблемы в семье, в школе или в межличностном общении с окружающими;
  • отсутствие условий, позволяющих выполнять домашнюю работу дома (нет письменного стола, шумная обстановка);
  • постоянная критика со стороны взрослых за полученные оценки, совершенные ошибки или помарки;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • чрезмерная загруженность внеклассными занятиями.

Эти или любые другие проблемы можно и нужно исправлять, и чем раньше вы уделите им свое время и внимание, тем скорее увидите положительные изменения.

Какую модель поведения должен выбрать родитель

Каждый родитель должен понимать, что процесс обучения — это самостоятельная деятельность школьника, поскольку только в этом случае знания могут считаться его достоянием и собственностью. Ученик должен проявлять инициативу, быть активным и заинтересованным в процессе обучения, ставить перед собой учебные цели, стремиться к самостоятельности.

Автономность ученика проявляется в его способности к организации процесса выполнения домашних заданий, планированию личного времени, контролю над работой и оценке ее результатов. Ученик должен уметь работать с информацией, анализировать ее, делать выводы и применять полученные знания на практике. Самостоятельность ученика также включает в себя умение работать в коллективе, сотрудничать с другими учениками и учителями, проявлять ответственность и дисциплинированность.

В случае возникновения трудностей, важно научить детей просить о помощи, правильно формулируя вопрос. Если ребенок подошел к вам со словами: «Я ничего не понял», посоветуйте ему обратиться к учителю, объяснив, что не смог приступить к выполнению задания. В том случае, если школьник столкнулся с трудностями в процессе выполнения какого-то упражнения, помогите ему сформулировать проблему. В таком случае и ребенку, и педагогу станет понятно, как нужно поступить, чтобы усвоение темы было наиболее оптимальным.

Помните, что эффективней и правильней, если объяснение темы представит учитель, а не родитель.

Конечно, многое зависит и от преподавательского состава вашего учебного заведения, поэтому, если вы хотите быть уверены, что ребенку помогут развить все необходимые навыки, в том числе и самостоятельность, сделайте выбор в пользу частной школы Академия Ростум в Пензе.