Найти тему
Понять не поздно

Детский писатель, похоронивший троих детей: Корней Чуковский

Оглавление

Корней Чуковский – автор «Айболита». Всё. Одна эта фраза делает его узнаваемым для миллионов россиян. И автоматически рисует образ добрейшей души старика с бородкой-клинышком. К сожалению, это не так. Ну, или не совсем так. Он был грубоватым и вспыльчивым, но очень непростым человеком с трагичной судьбой.

Фото: сгенерировано ИИ GigaChat
Фото: сгенерировано ИИ GigaChat

Русский писатель "сомнительного" происхождения

Степень доктора Оксфордского университета русский сказочник получил под своим настоящим именем. Его звали Николай Корнейчуков. И он был бастард. Мать родила Николая от сына господ, в чьем доме работала прислугой. Отцом Николая был еврей, почетный гражданин Одессы Эммануил Соломонович Левенсон, а матерью – крестьянка Екатерина Корнейчукова.

Родился Николай 142 года назад – 31 марта 1882 года в Петербурге.

Родители Чуковского прожили вместе три года, так и не узаконив отношения, – в конце 19 века мезальянс еще не вошел в бытовую норму. У пары было двое детей – сын Николай и дочь Маруся.

После разрыва отношений с Эммануилом Левенсоном мать Коли Корнейчукова переехала в Одессу. Екатерина Осиповна была матерью-одиночкой, но никаких пособий в те времена для одиноких матерей в России не было. Она много работала – была прачкой, портнихой. Николай стал финансово помогать семье уже после пятого класса, так как из школы его выгнали. Вовсе не за успеваемость, а за происхождение. С 1887 года было нормой выгонять из школы детей «сомнительного происхождения». Происхождение Чуковского было очень сомнительным. Можно было бы сказать, что Николай отца не знал. Но это не правда – знал. Известно, что живя в Финляндии и будучи уже известным автором Корней Чуковский вдруг привез троим детям дедушку, своего отца, якобы чтобы познакомить. Отец и сын поговорили в кабинете на втором этаже дома, на обед старика не оставили.

После исключения из школы Николай Корнейчуков работал расклейщиком афиш и объявлений, разносчиком газет. Параллельно он занимался самообразованием, много читал и учил английский.

В 1901 году его приняли корреспондентом в печатное издание «Одесские новости». С этой должности его через некоторое время отправили в заграничную командировку – в Лондон. Там он взахлеб читал публицистов и философов в библиотеке Британского музея.

В Россию Чуковский вернулся в 1905 году. После броненосца Потемкина Чуковский стал издавать в Питере сатирический журнал «Сигнал». После революции Чуковского арестовали за оскорбление монаршей особы. От тюрьмы его спас адвокат. Больше в революционной деятельности писатель замен не был. Но информации о том, что он выступал против тоже нет. Однако в его биографии есть один факт, который говорит о том, что он очень боялся новой власти.

История с Рене Герра

Знаменитый друг всех белых эмигрантов лингвист и журналист Рене Герра учился в МГУ и постоянно ходил в рукописный отдел Ленинской библиотеке. И каждый раз там его поджидал завербованный чекист, литературовед по фамилии Храбровицкий.

Храбровицкий угрожал Герра и запугивал тюрьмой, но француз этому особого значения не придавал.

Рене был знаком с Чуковским, периодически бывал у него в гостях, «выпивал водочку» и даже взял большое интервью. Однако дружбу с французом Чуковский тщательно скрывал. В недавнем интервью Николаю Солодникову Герра признался, что ему такое отношение было обидно, однако он понимал, что Чуковским движет страх перед советской властью. И, действительно, долгих 30 лет Чуковского всячески гнобили за его творчество. Завела шарманку Надежда Крупская, потом музычку против автора исполняли и все остальные власть имущие. А вот народ Корнея Чуковского любит до сих пор.

Остался детским писателем после смерти дочери

Первое детское произведение "Крокодил" Чуковский написал для дочери Мурочки. И "Айболита" тоже для нее. Однако он писал детские произведения еще долгие годы, хотя Мурочка умерла, когда ей было всего 11 лет. Потом Чуковский писал в память о ней.

Кроме Мурочки, Чуковский похоронил и двоих сыновей. Борис погиб на войне, а Николай, прожив относительно длинную жизнь, умер за четыре года до отца.