Живописное побережье северной Франции вдохновило некоторых из самых известных художников страны. Теперь их работы будут представлены на выставках по всему региону.
Поросший травой утёс высится над городом Этрета на вылепленном ветром алебастровом побережье Нормандии. Его неровные меловые скалы смотрят на бурные воды Ла-Манша. Замысловато оформленные сады вьются по склону холма и усеяны причудливыми художественными инсталляциями в стиле неофутуризм. А вдали виднеется знаменитая меловая арка Этрета и игольчатые скальные образования, протянувшиеся от утесов подобно руке, лениво опускающейся в бушующие волны внизу.
Клод Моне бывал тут постоянно в конце 19 века и рисовал это живописное побережье к северу от Гавра более 100 раз именно потому, что здешние капризные погодные условия придавали его работам особую атмосферу. Но в то время как Моне и остальные импрессионисты были известны своими неземными изображениями жизни на природе здесь и в благородной сельской местности Нормандии, их работы впервые были показаны вместе 150 лет назад в парижской фотостудии.
Солнечный свет, отражающийся от работ Ренуара и Писсаро, вполне уместен в музее с крупнейшей коллекцией импрессионистов за пределами Парижа.
Разочаровавшись в надменных традиционных вкусах Парижского салона, эта группа художников-революционеров (в которую входили Моне, Ренуар, Дега и Сезанн) провела свою новаторскую выставку импрессионистов в апреле 1874 года. В нынешнем году на фестивале Normandie Impressioniste 2024, который начинается завтра, 22 марта, проводится ряд мероприятий, посвященных 150-летию этого знакового момента в искусстве, включая показы в прибрежных городах Довиль, Кан и многих других по всему региону.
Одной из работ, выставленных в 1874 году, была картина Моне "Впечатление от восхода солнца" - туманное, небрежно нанесенное изображение промышленного порта Гавр с красным утренним солнцем, отражающимся в воде. Написанная в 1872 году, она считается первой картиной импрессионистов и приобрела известность во многом благодаря снисходительным замечаниям критика Луи Леруа, который невольно ввел термин “импрессионизм” в рецензии, опубликованной в журнале Le Charivari 25 апреля 1874 года: “Впечатление, я был уверен в этом. Предварительный рисунок для рисунка обоев более закончен, чем этот морской пейзаж".
Моне вырос в Гавре, и на первый взгляд современный город совсем не похож на сказочную колыбель импрессионизма, которую можно представить. После двухчасовой поездки на поезде к западу от Парижа выходишь с вокзала Гавра на приземистую и обширную площадь Республики. Трамвай движется по широкому Страсбургскому бульвару, по бокам которого расположены аккуратные ряды бетонных квартир – результат того, что более ранние здания были уничтожены бомбами союзников, нацеленными на позиции нацистов в сентябре 1944 года. После второй мировой войны архитектору и мастеру по бетону Огюсту Перре было поручено быстро и дёшево восстановить Гавр.
К тому времени, когда работа Перре была завершена в 1960-х годах, четкая сетка городских улиц, образующих новый центрвиль, привела к тому, что Гавр в некоторых кругах окрестили “Сталинградом-на-море". Но контекст решает все. Нигде во Франции нет ничего подобного. Его прямые линии и упорядоченность обладают странным очарованием, не слишком отличающимся от некоторых японских городов, а его модернистский облик в конечном итоге был признан ЮНЕСКО в 2005 году.
“Здесь мы говорим, что Нормандия - родина импрессионизма”, - говорит искусствовед Лиз Лежандр, прогуливаясь с гостями города по залитому морем дощатому настилу в районе Сент-Адрес в Гавре, где жил Моне и вдоль которого установлены панели с изображениями работ импрессионистов 19 века, что позволяет провести увлекательное сравнение с современным пейзажем.
“Но для того, чтобы прославиться и жить за счет своего искусства, они не могли делать этого здесь, - говорит Лежандр. - Им пришлось уехать в Париж. Именно так мы связываем Нормандию и Париж. Мы ведем себя очень дипломатично.”
Париж был мечтой, но Моне нашел здесь себя и свой стиль. Дома на склонах холмов рушатся в этом уголке волнистого галечного пляжа Гавра, а вдоль набережной выстроились бистро со стеклянными фасадами, готовящиеся к летнему сезону. Темные силуэты контейнеровозов ледяным краем тянутся вдоль горизонта, терпеливо ожидая захода в порт.
Музей современного искусства (MuMa) готовит интригующую выставку, которая откроется в мае, исследуя взаимосвязь между импрессионизмом и годами становления фотографии 19 века, выполненными в оттенках сепии, и то, как эти изображения помогли художникам отойти от буквального изображения окружающего мира.
Из огромных окон от пола до потолка в MuMa проникает естественный свет, а солнечные лучи, отражающиеся от работ Ренуара и Писсаро, кажутся подходящими для музея с крупнейшей коллекцией импрессионистов за пределами Парижа. В таком виде свет - это праздник.
“Картины импрессионистов - часть моего детства”, - говорит новый директор MuMa Жеральдин Лефевр, которая, что весьма кстати, выросла на гаврской улице Клода Моне. Но почему работы Моне, Ренуара, Писсарро и других все еще находят отклик спустя 150 лет. “Потому что это картины из повседневной жизни, - говорит она. - Они полны жизни, красок, атмосферы. Вы можете почувствовать пейзаж. Может быть, они не интеллектуальны, но это картины, к которым люди могут приблизиться и понять”.
Одержимая натура Моне привела его вдоль извилистых берегов Сены в Руан, карикатурно красивый город, усеянный фахверковыми таунхаусами пастельных тонов и примечательным парящим угольно-черным шпилем трехбашенного собора – самого высокого во Франции (151 метр). Он 28 раз рисовал замысловатый фасад готического собора при различных условиях освещения, а серия "Призрачные" стала одной из самых почитаемых его работ. А с 24 мая на фасаде каждый летний вечер будет проходить выставка "Собор света" американского художника Боба Уилсона, сопровождаемая музыкой Филипа Гласса и словами Майи Анжелу.
А сейчас на удивление теплый мартовский день, а туристы в футболках отдыхают на постоянных деревянных шезлонгах снаружи. Извилистые средневековые улочки Руана ведут к Музею изящных искусств, где вот-вот откроется еще одна выставка одного из самых удивительных жителей Нормандии.
Дэвид Хокни живет здесь с 2019 года, и его выставка "Нормандизм" - это взрыв ярких зеленых пейзажей и игривых портретов для iPad его друзей и любимых. Она продлится до 22 сентября, и её место по соседству с "Шедеврами Моне и Ко" вдохновляет.
В конце этого месяца в парижском музее Орсе открывается крупнейшая выставка импрессионизма во Франции (Париж 1874 года - изобретение импрессионизма), но Сена и Нормандия могут оставить больший след, какой бы ни была погода.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».