Найти в Дзене
Видение Розы

День рождения Баха

Сегодня, 21 марта, день рождения великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Я не стану вам рассказывать его биографию, обзор творчества или что-то подобное музыковедческое, всего этого полно в сети, и, кроме того, я не настолько образована или эрудирована, чтобы иметь право вообще писать о чем-то подобном. Но я возьму на себя нахальство поделиться своим собственным впечатлением от соприкосновения с музыкой Баха. Я же ваш друг? Поэтому, как друзьям. Баха я слушаю всю жизнь, осознанно слушаю лет с десяти, когда его играл папахен, разучивал b-moll'ный цикл из 1 тома ХТК. Там такая возвышенная и скорбная прелюдия, в духе траурного марша, вся из себя Пьета по образу, папахен играл ее так самозабвенно и выразительно, что я отвлеклась от своих кукол, прислушалась к своему первому в жизни живому отклику на звучание извне, бросила все, подошла к пианино, и слушала не дыша, пока папахен не доиграл прелюдию до конца. Он дослушал последний аккорд, потом тишину после аккорда, и только

Сегодня, 21 марта, день рождения великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

Я не стану вам рассказывать его биографию, обзор творчества или что-то подобное музыковедческое, всего этого полно в сети, и, кроме того, я не настолько образована или эрудирована, чтобы иметь право вообще писать о чем-то подобном. Но я возьму на себя нахальство поделиться своим собственным впечатлением от соприкосновения с музыкой Баха. Я же ваш друг? Поэтому, как друзьям.

Баха я слушаю всю жизнь, осознанно слушаю лет с десяти, когда его играл папахен, разучивал b-moll'ный цикл из 1 тома ХТК. Там такая возвышенная и скорбная прелюдия, в духе траурного марша, вся из себя Пьета по образу, папахен играл ее так самозабвенно и выразительно, что я отвлеклась от своих кукол, прислушалась к своему первому в жизни живому отклику на звучание извне, бросила все, подошла к пианино, и слушала не дыша, пока папахен не доиграл прелюдию до конца. Он дослушал последний аккорд, потом тишину после аккорда, и только потом спросил:

-Чего тебе, дочка?

-Красиво, - сказала я, глядя на него другими глазами, и папахен каким-то чудом ощутил эту глобальную перемену моей души, заулыбался в ответ и погладил меня по голове. И я поняла, что он меня понимает, и ему можно ничего не объяснять, и это волшебство человеческого тепла каким-то образом связано с музыкой, которую он только что играл.

-Это Бах, - сказал папахен и у волшебства появилось имя.

Прошло много лет, и все эти годы Бах для меня был и остается совершенно особенным композитором. Я могла бы до утра рассказывать разные случаи из своей жизни, связанные с его музыкой или биографией, возможно, как-нибудь что-нибудь из прошлого и расскажу при случае, но сейчас пропущу эти рассказы.

Потому что сижу и слушаю последнюю фугу Баха, которую Бах не успел дописать. Рукопись обрывается где-то на середине произведения, а это же полифония, фуга, в ней нет отдельных замкнутых кусочков, она текучая, как вода, ее невозможно нигде прервать, это свойство линеарности, присущей ее музыкальному языку.

Пример строения фуги. Фото из интернета.
Пример строения фуги. Фото из интернета.

А еще фуга - это один из самых интеллектуальных жанров в музыке, там даже собственно художественный образ не так важен, ну вот есть несколько тактов мелодии, которая есть тема, она одноголосная, ее любую можно намурлыкать себе под нос, вот и весь образ, такой или сякой, да неважно. Гораздо интереснее, что с этой темой происходит в самой фуге, а происходят с ней разные взаимодействия в голосах, трансформации и перемещения, и вот они-то целиком и полностью происходят за счет интеллекта, по предписанным правилам, сравнивым с математикой по логике применения.

Не то, что написать фугу, а и готовую ее исполнить очень сложно - надо понимать логику ее строения, и играть так, чтобы эта логика была наглядна.

Зато, когда за исполнение фуги берется такой гениальный музыкант, как Гленн Гульд, мой любимый интерпретатор Баховской музыки, то слушать его исполнение - это всегда праздник. Не только для сердца, но и для ума.

И все-таки, все-таки...

Как узнать, чем Бах закончил свою последнюю фугу? Как?