Найти тему

Симптом, как способ защиты.

Симптом, как способ защиты. Рассказ не из первых уст.
«Как же я без болезни? Скоро осень,
зима... А у меня организм!»
Клиент
В книге «Психосоматическая медицина» отец психосоматики Франц Александер детально и обстоятельно описывает возникновение заболевания, как встречу трех сфер – психологической, физиологической и социальной.
И мишенью для размещения этих трех сфер становится тело.
Мы точно знаем. Что боль существует в нашем теле, это наши ощущения. Они могут быть различными; колющими, режущими, давящими
бьющими, сужающими, расширяющими, пульсирующими... Но это все происходит во мне. Эти ощущения моего тела. Т. Е. мои собственные. Все это Я.
Часто в работе с клиентами - слышу:
-мне это не надо...
- это то, что мне дали. Я не хотел.
- заберите это!
- я и мой организм
- я и мое тело...
Из литературы, да уже собственно и из моей практики, я знаю, что легче отделить от себя то, что не нравится. Как будто отделяя от себя свое тело, я могу разделить с кем-то ответственность за происходящее.
-Это не я. Это кто-то так делает со мной.
Так хочется, чтобы нашелся кто-то, кто поможет, решит, позаботиться. Такой добрый фей-решатель.
И таким решателем вполне может служить психосоматический симптом.
Он позаботиться. И остановит, и замедлит, в постель уложит, поможет отдохнуть. То, что казалось важным и первостепенным, отойдет на второй план. Симптом обеспечит и заботу, и покой.
Как же формируется наш защитник, на чем базируется, из чего произрастает и крепнет.
Для людей, имеющих отношение к гештальт-терапии знакомы такие термины, как контакт, фигура-фон, потребность, механизмы прерывания контакта или защиты, творческое приспособление.
Одним из основных принципов гештальт-терапии является контакт организма с окружающей средой. Это то чем собственно гештальт-терапия занимается. Она исследует как человек выстраивает свои отношения - контакт с окружением. Какими привычными способами он взаимодействует.
Для взаимодействия челоеку-организму нужно определится, найти, что он хочет сейчас, в данный период времени. Выделить из фона ( это то, что нас окружает) - фигуру, т. е. то, что нужно. И таким образом завершить контакт, удовлетворить свою потребность. Получить или отдать что-то.
«Механизм прерывания контакта это особенность поведения, которая мешает человеку осознавать свои потребности или ее реализовывать» (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. ) т.е мешает полноценному контакту.
В основном мы выделяем пять основных механизмов прерывания контакта: 1) конфлюэнцию (слияние), 2) интроекцию, 3) проекцию, 4) ретрофлексию, 5) дифлексию.(И. Польстер, М. Польстер)
«Патологическими или дисфункциональными эти механизмы становятся тогда, когда регулярно вмешиваются в процесс формирования и удовлетворения потребностей, так что индивидуум остается «хроническим голодным». (Булюбаш И. Д.)

Так вот, эти защиты формируются у нас с детства, в течении всей жизни развиваются и укрепляются. И в начале являются творческим приспособлением.

«— это такой вариант контакта с миром, при котором могут быть удовлетворены собственные потребности и сохранены гармоничные отношения с миром и самим собой. В социальном плане — это процесс поиска равновесия между собственными потребностями и потребностями других людей.
Человек может приспособить свое поведение к окружению или воздействовать на окружение для того, чтобы приспособить его к своему поведению (Пол Гудмен)

Я тело, я организм, я мысли, я чувства, я поступок, я действие.
Это все я. Перечитываю это предложение, и прислушиваюсь к себе. Рождается вполне конкретное чувство - раздражение.
Где- то из памяти появляется фраза «я-последняя буква в алфавите». Вроде бы так смешно, какая- то совсем детская дразнилка, но так отчетливо всплывает. И к ней прицепом другие интроекты- фразы или правила, усвоенные в детстве.
«Якать не хорошо», «чем ты лучше других», «твое я никому не интересно»,
«хвастаться не хорошо».
Сейчас, по прошествию, 17 лет занятия психологией, Я знаю, что это не так! Что это хорошо! Но это мое знание, приобретенное мною через собственный опыт проб и ошибок. Присвоенное на основании моих собственных инсайтов.
И вновь перечитываю первое предложение. Теперь появляется ощущение - тяжесть в плечах. Я, мои плечи, сгибаются под грузом ответственностью которая лежит на мне.
« -Ну раз «я», тогда бери и неси все это!»
Такая ответственность. Опять все самой... Что это , что сейчас сгибает мою спину, и отзывается болью в плечах. Да, это – «опыт- сын ошибок трудных». Знаю, как не легка эта самостоятельность. Но я знаю, что «просить не хорошо»-здравствуй интроек.
Я пробовала делить ответственность за свою жизнь, за свои достижение, за свое счастье, за свою любовь. Меня обманули, предали. Не хочу, не буду больше никого, ни о чем просить. Все лгут...
Таким образом, я остаюсь в слиянии со своими чувствами и переживаниями, проецирую на людей свой собственный опыт, перекладываю на них качества и «проецируем свое собственное содержимое на события настоящего момента».
Боль в плечах усиливается. Когда-то мне пришлось сильно напрячь свои плечи, чтобы выдержать тяжесть переживаний предательства, боль утраты иллюзий, ответственность за свою жизнь и жизнь своих детей. Это напряжение помогло мне выжить в тот сложный момент моей жизни.
И в той ситуации мое напряжение, было моим творческим приспособлением.
Итак напряжение в плечах сформировано, а регидность моих убеждений, основанных на интроектах и проекциях помогает мне в любой сложной ситуации напрячь плечи , и выдержать. Таким образом формируется «хроническое напряжение низкой интенсивности». «Существование хронического напряжения в определённой части тела нарушает обменные процессы и создаёт телесную готовность для образования симптоматики» (О. В. Немиринский)
Эта «низкая интенсивность» помогает симптому удерживаться как можно дольше. Побаливает. Иногда обостряется, но терпимо.
Мое некогда такое новое «творческое приспособление» превращается в устаревшее, застывшее. В любой сложной ситуации у меня появляется боль в плечах. У меня сформировался психосоматический симптом.
Важно сказать еще об одном способе защиты, без которого симптом никак не сможет жить в моем организме.
Я уже знаю, что расчитывать на людей не приходится, мой опыт и убеждения меня в этом поддерживают. Но у меня еще есть интерес к людям. А вдруг я все-таки заблуждаюсь, и не все так плохо. Я решаюсь попросить помощи вот у этой милой женщины. Надо всего лишь подойти к ней и спросить «как мне пройти...» Но не тут-то было, она так напомнила мне «подругу», которая высмеяла меня за какой- то мой вопрос.
Плечи напрягаются, появляется такая уже привычная боль.
Ретрофлексия - «человек... перестает направлять свою энергию вовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого» (Фредерик Перлз).
Сворачивая свой интерес, свою энергию, мы направляем ее в себя.
Встреча трех сфер – психологической, физиологической и социальной состоялась.
Невозможность удовлетворения своих актуальных нужд лежит в основе формирования любого психосоматического симптома.

Перечитала текст, прислушалась к себе. Да фонтомные боли в спине еще сохраняются.
Но я с улыбкой, и огроным облегчением вспоминаю семинар, на котором Я обучаясь работе с психосоматическим симптомом почувствовала, что боль в плечах ушла.
Это была работа не одного дня, даже не одного месяца. Это не так просто как хотелось бы, но это возможно.
Через проживание старых обид. Через формирования нового опыта общения с окружающими. Через радость узнавания себя новым, необычным. Через присвоение себе проекций. И отказ от интроектов. Через разворачивание ретрофлексии в сторону интересуещих объектов или субъектов. Через расширение своего мира и себя в нем. Через, через, через...

Тело — это то что дано нам! Мы можем радоваться, быть не довольными, отнекивается и отказываться, но это то, что мы есть в данный период времени

Мы то, что мы есть, нравится нам это или нет. С этим можно, что-то делать, или оставить все как есть. Выбор всегда за вами.