Вторая заметка про малоизвестный кавказский городок Ткуарчал (Ткварчели). В сети место достаточно хорошо описано, потому остановимся на более потаённом эпизоде. Блокаде города в период войны 1992-1993. Довелось пообщаться с людьми, бывшими внутри кольца, потому материал может иметь дополнительную ценность к уже имеющимся в сети об этом событии.
С чьей-то лёгкой руки Ткварчели ещё называют «абхазским Ленинградом»: он стал вторым городом в бывшем СССР, который выдержал блокаду от первого до последнего дня. Не знаю, насколько данное сравнение уместно, но, кажется, это единственный во всём мире случай как минимум за последние 100 лет, когда более года тотальной сухопутной осады не принесли осаждавшим успеха.
Война 1992-1993 года не должна была случиться. Мятежную провинцию предполагалось усмирить малой кровью или вообще обойтись без жертв. На всё про всё закладывалось максимум пару дней. Однако плану вторжения в Абхазию под кодовым названием «Меч» не суждено было осуществиться.
Взорванный железнодорожный мост отрезал республику от метрополии, и хотя Сухуми пришлось оставить, сепаратистам удалось укрепиться в горных центральном и восточном регионе.
Судя по всему, грузинские силы, оставившие в тылу целый вражеский район, совсем не ожидали подобного развития событий и их промедление оказалось чревато последствиями.
Наряду с Гудаутой Ткварчели стал главной абхазской цитаделью в ходе всей войны. Над коммуникациями грузинской стороны навис самопровозглашённый анклав, что могло стать поводом и в конечном счёте обернулось неожиданным всем поражением Грузии в той компании.
Вообще, рассуждая о грузино-абхазском конфликте, сложно быть объективным. Источники крайне ангажированы в зависимости от того, кого они поддерживают, и даже опрос непосредственных участников конфликта ни к чему не приведёт. Абхаз будет говорить одно, грузин другое, чеченец третье, русский... и т.д. Причём представленная информация об одном и том же событии будет диаметрально противоположная. Так что не стоит никому верить (мне тоже не стоит, хотя я и стараюсь представить наиболее объективную картину событий).
Итак, через некоторое время после вторжения, кампания превратилась в полноценную войну. Развёрнутый в оккупированной части Абхазии террор вынудил многих искать спасения в "свободном" шахтёрском городе. За счёт беженцев число жителей анклава быстро выросло до 40 тысяч (почти в 2 раза), и грузинская сторона, наконец, "вспомнила" об оставшемся в тылу Ткуарчале. В сентябре 1992 года грузинские войска заблокировали пути сообщения и начали осаждать город, тем самым создав серьёзный гуманитарный кризис. Блокада продлилась около 400 дней.
Будь войска госсовета Грузии порасторопней, скорее всего, город могли занять без боя в первые часы. Большую часть населения здесь как и почти всюду в Абхазии составляли грузины и русские, совсем не горевшие желанием воевать за Апсны, но месячное промедление дало абхазской стороне преимущество, возможность мобилизовать пару тысяч человек и провести масштабную информационную компанию для тех, кто был ещё в раздумьях.
До наших дней дошло много печатных воззваний из 90-х.
"В эти поистине трагичные для Абхазии дни мы обращаемся ко всем живущим на этой земле с просьбой защитить её от нашествия оккупационных войск Госсовета Грузии. Над мирным населением нависла смертельная угроза, гремят выстрелы, льётся людская кровь, бушуют пожары, население городов бедствует без хлеба и других продуктов питания. Вершатся грабежи и насилие".
Скорее всего, зверства грузинской стороны были реальны, потому ряды абхазских сил вступали и русские и даже этнические грузины! Теперь Ткуарчал встречает врагов во всеоружии.
Прогрузинские же силы, хотя и заняли окружающие высоты, на которых была установлена дальнобойная артиллерия, предпочли не соваться далеко в леса и горы.
Основная линия фронта прошла в радиусе 10-20 километров от города, что давало абхазской стороне определённые преимущества и возможность манёвра.
Город периодически подвергался бомбёжкам и обстрелам, но судя по всему это не носило массовый характер.
Грузины не стремились прорваться, а абхазы вырваться. Единого фронта не было. Смысл существования анклава свёлся к тому, что сепаратисты делают вылазки, пытаясь дестабилизировать обстановку и нарушить коммуникации противника, оттянуть часть сил от осаждённого (но не полностью блокированного), в свою очередь, абхазами Сухуми, где располагался основной театр боевых действий.
Внутри кольца, конечно, было несладко. Голод, холод, болезни, действовали банды мародёров и диверсанты. Особо плохо было русским.
В абхазском городе Ткварчели запасов продуктов питания осталось всего на полторы недели. При этом число умерших от голода растёт с каждым днём. Среди жертв голодной смерти 60 % — русскоязычное население. Большое число умерших от голода русских жителей Ткварчели объясняется тем, что эта часть горожан, как правило, живёт в многоквартирных домах и не имеет своих земельных участков. В блокированном городе катастрофически не хватает не только продовольствия, но и медикаментов. Из-за плохого питания у многих жителей блокированного города началась цинга, а у большинства детей гемоглобин ниже нормы.
— Коммерсантъ, 25 марта 1993
Я лично, если честно, сомневаюсь в "голодных смертях". Тут скорее абхазская сторона нагнетала обстановку с целью выбить некие преференции, но допускаю правдивость информации.
Зима в тот год выдалась суровая, стояли морозы, выпало много снега. На ткуарчальцев обрушились все тяготы блокады: постоянные обстрелы, нехватка продуктов и медикаментов. Приходилось бороться с мародёрами и вражескими диверсантами.
Но был еще один враг, зачастую представлявший еще большую опасность, чем недостаток хлеба и патронов, - дефицит информации. Пережившие войну подтвердят, что информационный голод часто оказывается страшнее голода физического. Возникают слухи, начинается паника, появляется простор для всякого рода провокаторов.
— Из воспоминаний старика Леонида Черкезии 1934 г.р., пережившего блокаду.
Тем не менее, наличие большой русской диаспоры, дало повод вмешаться в кризис России, поставлявшей гуманитарную поддержку осаждённым. Российские военные вертолёты совершали регулярные рейсы в город, снабжая его продовольствием и медикаментами, эвакуировали гражданских лиц. По версии грузинской стороны, эти же вертолёты доставляли в Ткварчели российских добровольцев и вывозили раненных боевиков, что сделало их справедливой целью для грузинской ПВО.
14 декабря 1992 года в Кодорском ущелье над селением Лата был сбит вертолёт, летевший из Ткуарчала. Все 68 человек, в основном женщины и дети, находившиеся на его борту, погибли.
Грузинская сторона причастность к трагедии отрицает, говоря о российской провокации. С другой стороны поступали данные, что на этом вертолёте летел командующий восточным фронтом Зантария и цель была выбрана намерено.
Короче говоря, было много всяких нелицеприятных прецедентов с обоих полюсов, проверка которых требует особого подхода, а порой вовсе невозможна.
Так, грузинской стороной сообщается, что абхазы напали на прифронтовую грузинскую деревню Квираури, и взяли 500 гражданских лиц в заложники, угрожая убить их, если грузинские силы не прекратят наступление.
Вообще, погружаясь в то время создаётся впечатление, что это была война ополчений и банд, слабо взаимодействующих между собой и командованием и творивших что хотели.
Отсюда все эти геноциды, грабежи и жертвы.
Осада Ткварчели закончилась через год также внезапно как и началась.
В конце лета 1993 в грузинском Зугдиди, что на границе с Абхазией, подняли восстание звиадисты, сторонники свергнутого президента Гамсахурдии. Абхазы, воспользовавшись нестабильностью, высаживают десант в тылу под Очамчирой (см. Тамышинский десант), одновременно с этим начинается прорыв из осаждённого Ткварчели и генеральный штурм Сухума.
30 сентября 1993 года грузинские силы, оказавшиеся между молотом и наковальней, в большинстве сложили оружие и бежали, побросав технику, город был окончательно деблокирован. Активная фаза войны завершилась.
Наверное, сами абхазы удивлялись той скорости, с которой наступил крах грузинской армии. Подробнее о компании писал здесь:
Вот кто-то написал дифирамбы по-поводу события:
Мы восхищаемся беспримерным мужеством ленинградцев, переживших 900 суток ужасающей блокады. Но мало кто из нас знает, что спустя полвека 413 дней и ночей в горах на юге Абхазии держал оборону полностью отрезанный от Большой земли шахтёрский город Ткуарчал. Ни кошмар блокадной зимы, ни голод, ни перебои с боеприпасами и медикаментами не смогли заставить его защитников сложить оружие. Нога вражеского солдата так и не ступила на ткуарчальские улицы...
Верим?
Нынешний Ткуарчал является самым разрушенным Абхазским городом. И дело даже не в войне. Большая часть населения навсегда покинула его. Осталось лишь 5000 человек.
Многие здания разрушены и разграблены уже в 90-е и нулевые, полноценно работать здесь особо негде, ведь индустриальный потенциал был уничтожен войной, экономическими санкциями со стороны России и Грузии и местным менталитетом.
Видимые следы войны - сквозная дыра в трубе остановленной электростанции. Какие-то локальные разрушения, ну и сердца людей.
Прекрасный вокзал сталинских лет, говорят, тоже сгорел в тот период.
Про современный Ткуарчал отдельная публикация:
Другие записи в подборке Абхазия навсегда.