С 1 сентября 2024 года устанавливаются новые требования к камерам для фиксации нарушений правил дорожного движения
В частности, камеры (стационарные, передвижные, мобильные средства фиксации нарушений ПДД) должны обеспечивать контроль за соблюдением ПДД и осуществлять фиксацию в зоне своего обзора всех нарушений, для выявления которых они предназначены, независимо от усмотрения и без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, а также должны быть утверждены в качестве средств измерений, иметь соответствующий сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке.
Информация о местах установки стационарных, передвижных средств фиксации и (или) маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них мобильными средствами фиксации должна быть общедоступной и размещаться на официальном сайте МВД.
Фиксация нарушений камерами, не соответствующими установленным требованиям, и передача полученной с их помощью информации в уполномоченные органы не допускаются, а в случае если указанная фиксация произошла, полученная с помощью таких средств фиксации информация не допускается для использования в целях привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД.
В каких местах можно будет устанавливать стационарные и передвижные камеры, названы:
- Дороги с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств — при этом камера должна фиксировать нарушения именно на этой полосе.
- Аварийно-опасные участки дорог.
- Перекрестки, на которых в течение года произошло четыре и более ДТП с материальным ущербом, или два ДТП одного вида, например проезд под один и тот же запрещающий знак, или четыре ДТП, в результате которых погибли или были ранены люди.
- Автоматические пункты весового и габаритного контроля.
- Места, где строят, реконструируют или ремонтируют дороги. Либо места других работ, при которых необходимо вводить временные ограничения или перекрывать движение по дороге.
- Пешеходные переходы.
- Места, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств.
- Перекрестки.
- Объекты государственного или муниципального контроля. Например, железнодорожные переезды, линии электрического транспорта, дорожные сооружения, элементы обустройства.- пересечение дорог, где за отчетный год произошло 4 и более дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с материальным ущербом одного вида, или 2 аварии одного вида, или 4 любых ДТП, в результате которых погибли либо были ранены люди.
Этот перечень исчерпывающий и его не получится произвольно расширить.
Сейчас такого перечня нет. Места выбирают по итогам анализа аварийности на участках дорог с высокой вероятностью ДТП. Также есть рекомендуемый список.
Условия размещения видеокамер.
Они должны быть обозначены знаками. Зона контроля видеокамер обязана начинаться через 150—300 метров после дорожного знака, обозначающего место их установки. Если камера установлена в населенном пункте, зона ее контроля должна начинаться на расстоянии не менее 100 метров от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта.
Каких камер коснутся изменения
Изменения коснутся автоматических камер на автомобильных дорогах и улицах. Неважно, записывают они нарушения или только делают фотографию, установлены стационарно или работают в мобильном режиме. Если камера предназначена для фиксации нарушений — на нее распространяются установленные законом правила.
Исключение — камеры в патрульных машинах ГИБДД. Они тоже могут фиксировать нарушения, но правила их использования устанавливают другие нормативные акты.
Ранее установленные камеры должны соответствовать новым требованиям. Если это не так, придется их либо снять, либо привести в соответствие с законом. Исключение — камеры, установленные на железнодорожных переездах.
Если камера установлена с нарушениями — это основание, по которому водитель может обжаловать штраф за зафиксированное ей правонарушение.
Кто будет принимать решение об установке камеры.
Это власти региона, по территории которого проходит дорога, и ее владелец. Им придется согласовать это решение друг с другом. Если стороны не договорятся, камеру не установят.
Если власти и владелец дороги договорились, решение придется согласовать еще и с ГИБДД.
По сути, те устройства, что мы привыкли называть камерами ГИБДД, не являются ими сейчас, а с сентября 2024 года эту норму закрепят в федеральном законе. Сейчас ГИБДД принадлежат только камеры, установленные в патрульных автомобилях. Но на них требования нового закона не распространяются.
Местные власти будут:
- Финансировать все расходы, связанные с содержанием видеокамер. Источник денег — региональный бюджет, в который поступают штрафы за правонарушения, зафиксированные на камеры. При этом неважно, кому принадлежит дорога. Владелец дороги имеет право установить камеру за свой счет. Но в этом случае он обязан передать ее местным властям, которые после передачи будут нести все расходы по ее обслуживанию. Условный ИП Иванов больше не может взять камеру в аренду у мэрии, не может поставить ее у обочины и получать за свои услуги процент от штрафов.
- Передавать в ГИБДД информацию о нарушениях, полученную с камер.
- Финансировать все расходы, связанные с обработкой и рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях, зафиксированных камерой, а также почтовые расходы, связанные с рассмотрением жалоб по зафиксированным на камеры нарушениям. Не имеет значения, кому принадлежит дорога. Если она частная, принадлежит дачному обществу или жильцам многоквартирного дома — у них нет никаких обязанностей по рассылке. Даже если камеру демонтируют, обязанность отправлять постановления придется исполнять местным властям.