Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

Варианты. А они были?

Оглавление

Президентские выборы завершены. Теперь разберёмся почему мы так проголосовали?

Две главные темы обсуждаются в среде жителей Карелии, интересующихся политикой. Почему в республике такая низкая явка избирателей на президентских выборах? И почему процент поддержки президента В. Путина на выборах так сильно отстаёт от общероссийского? Хотя, пожалуй, и третий вопрос ещё напрашивается: как новичку в большой политике В. Даванкову удалось прорваться в Карелии на вторую позицию по итогам голосования?

О явке избирателей

Почему избиратели республики продемонстрировали такую пассивность на президентских выборах? Самое простое объяснить это политической пассивностью жителей республики. Но это не так, по моему мнению.

В течение трёхдневного голосования в Карелии работали 464 избирательные комиссии. Проголосовать могли 488 тысяч 133 избирателя. Надо уточнить, что на начало года цифра была большей - 501 тысяча 186 человек включены были в реестр избирателей (данные на 1 января 2024 г.). Хотя реально число голосующих, то есть постоянно живущих в республике, было меньше. Надо понимать, что иметь паспортную регистрацию в Карелии не всегда означает жить в республике, а соотвественно, эти люди не голосуют, чем невольно искажают реальную электоральную статистику. Подобные скачки в числовых показателях традиционно вызывают подозрение в оппозиционной среде и рассуждения на тему махинаций со списками избирателей. Опровергать тут что-либо сложно, если не бесполезно, потому как кто не верит данным Избиркома Карелии (в принципе подозрительно относится к официальной информации), тому ничего доказать невозможно. Но я в дальнейших расчётах буду исходить из той численности избирателей, которая отражена в официальных протоколах избирательных комиссий.

Из общего числа избирателей приняли участие в голосовании 293 тысячи 271 человек, или 60,08%. На общероссийском фоне с явкой в 77,44% республиканская активность даже требует кавычек. Разница по явке в 17,36% - огромная. Такова объективная реальность. И это объясняет факт того, что Карелия свалилась в самый конец списка избирателей страны выбиравших в марте 2024 года президента России. Хуже дела с явкой обстоят только в Томской области (60,1%), Алтайском крае (59,9%) и в Республике Коми (58,6%). Сравнивать электоральную активность Карелии с теми регионами, которые находятся в первых строчках рейтинга, вообще невозможно (Чечня - 97,1%; Кемеровская область - 96,4%; Кабардино-Балкария - 95,8%). Запредельные для Карелии величины.

-2

Почему почти 40 процентов избирателей Карелии отказались от своего конституционного права избирать главу государства? Объяснения могут быть как объективные, так и субъективные Попробуем разобраться в этом. Сначала скажу о некоем парадоксе. Нынешнюю явку в 60 процентов можно считать и удовлетворительной, если Карелию сравнивать с Карелией.

Процент участия граждан в президентских выборах в 2024 г. по сравнению с тем, что мы имели на предыдущих президентских выборах в 2018 году на 2,9 пункта выше, чем то было шесть лет назад (тогда явка составила в Карелии 57,2%).

И это при том, заметьте, что общая численность избирателей Карелии за прошедшую шестилетку сократилась и порядочно - на 39 тысяч 752 человека (на 1 января 2018 г численность избирателей составляла в Карелии 527 тысяч 885 человек). То есть избирателей стало меньше, а на участки для голосования пришло их больше. Это объективные цифры.

И ещё один фактор отражается на статистике, я бы назвал его «миграционными горками». Давно уже так сложилось, что жители Карелии, зарегистрированные в республике, на самом деле в ней не живут. Нашли себе люди работу в других городах, чаще всего в столичных центрах, а формально по прежнему считаются местными жителями (что так и есть с юридической точки зрения). А вот в выборах, как и в любых иных формах гражданской активности, они не участвуют, тем объективно искажая картину электоральной представленности. Сколько таких избирателей среди 40 процентов не участвовавших в голосовании? Думаю, вряд ли это слишком большая цифра, но иметь ввиду данное обстоятельство всё-таки нужно.

И всё же, почему общероссийская тема гражданской консолидации общества как ответ на внешние угрозы (экономические санкции, военные события на Украине) не отражается на включении жителей республики в этот патриотический поток? А проявляться такой отклик как раз и должен был бы в массовом приходе людей на избирательные участки и голосовании их за национального лидера, с именем которого связываются и сегодняшние и завтрашние успехи и победы страны. Но многие не пришли.

Скорее всего, это проявленные протестные настроения в обществе по отношению к региональной и муниципальной власти. Людей не устраивает качество их жизни. В Карелии высокий уровень недоверия к власти, когда нескончаемо обсуждаются в блогосфере темы - «правительство варягов», кадровый патернализм, коррупция и проч. Высока раздражительность на коммунальную, социальную действительность, не устраивающую людей. Не исключено, эти протестные (анти-властные) настроения не масштабировались бы, но информационное поле в республике, прежде всего социальные сети и блогосфера, не страдает пиететом по отношению к персонам власти и ежедневно формирует критические умонастроения у населения. Такое разочарование не может не отражаться на явке избирателей в дни голосования.

Фактор организационной мобилизации, надо полагать, увеличил несколько процент явки, но ни административные строгости в отношении бюджетников, ни краеведческие викторины, ни тематические конкурсы с призами принципиально на результате электоральной активности не отразились.

Внешние обстоятельства большой политики, сплотившие население страны, мало сказались на умонастроении граждан России, живущих в Карелии. Думаю, объяснение тому надо искать в раздражении граждан на региональную власть, а буквально всю избирательную кампанию то и дело вылезали наружу скандальные истории, связанные с персонами республиканской власти, что обнуляло положительные федеральные достижения.

Некоторый прирост численности участвующих в выборах дали два фактора: досрочное голосование (Избирком РК добрался до самых отдалённых уголков Карелии, благодаря чему принёс в копилку дополнительно порядка 3,5 тысяч голосов) и положительный эффект дал всероссийский проект «ИнформУИК». Члены избиркомов обошли более трёхсот тысяч (!) домовладений, лишний раз напомнив гражданам о президентских выборах и позвав их на голосование, заодно собрав заявления на выездное голосование (домой к таким заявителям приходили). Затруднительно сказать, сколько избирателей откликнулись на призыв, но то что он был - это точно, особенно в сельской местности.

Административный фактор зазывания избирателей на участники для голосования в Карелии действовал, как и во всех регионах страны (где больше, где меньше), но принуждения не было, потому личный выбор человека (идти - не идти ему голосовать) и административное напоминание ему о возможности проголосовать, не конфликтовали между собой психологически. Более чем вероятно, что и данное обстоятельство поработало на рост явки.

В итоге 293 тысячи 271 человек выбирали для жителей Карелии президента России.

-3

Основной и остальные

Владимир Путин: 1 место

Никто не сомневался в России, что на мартовских выборах победит В. Путин и именно он станет руководить страной следующие шесть лет. В нынешней геополитической ситуации лучшего национального лидера, чем он просто нет.

Жители Карелии единодушно голосовали за него: 232 тысячи 462 избирателя (79,53%) пожелали видеть Путина президентом России. Если этот показатель рассматривать на общероссийском фоне, когда в целом по стране за Путина проголосовали 76,3 млн человек (87,28% избирателей), то, естественно, можно говорить о критическом отношении части населения республики к кандидату В. Путину. Если ориентироваться на федеральную статистику, то хуже к нему относятся лишь в Архангельской области, где 79,3% избирателей проголосовали за него, соотвественно, остальные против него, и в Ненецком национальном автономном округе (79%). К слову, самые плохие для кандидата Путина результаты почему-то наблюдаются в Северо-Западном федеральном округе. Однако, это «хуже» - за 79 процентов и выше.

Из восемнадцати муниципальных образований Карелии только в трёх процент голосования за Путина находится в диапазоне от 76-80 пунктов, другие пятнадцать дают результат свыше 80 процентов. Хуже всего голосовали за Путина в Петрозаводске (76,91%), в Беломорском округе (79,98%) и в Кондопожском районе (79,05%). Лучший у него результат в Лахденпохском районе (85,65%).

В Карелии процент голосовавших за Путина на 7,75 пунктов меньше общероссийского, что характеризует текущие умонастроения жителей республики. Это факт. Но, давайте, опять будем сравнивать Карелию с Карелией. За кандидата в президенты В. Путина на президентских выборах 2018 года проголосовали 73,04%, нынче на 6,49% результат выше. А если вспоминать президентские выборы 2012 года, то и вообще фиксируется рост на 24,15% (двенадцать лет назад за Путина проголосовали в Карелии 55,38% избирателей).

Владислав Даванков: 2 место

В Карелии В. Даванков с результатом в 8,38% вышел на вторую позицию. Что справедливо назвать сенсацией. В целом по России за него проголосовали 3,85% избирателей, что позволило ему занять третье место, немного отстав от коммунистического кандидата Н. Харитонова (4,31%), который не без труда вскарабкался на второе место (он опередил Даванкова всего лишь на 405 тысяч 986 голосов (3 млн 768 тыс. 470 голосов - у Харитонова, против 3 млн 362 тыс. 484 голосов - у Даванкова). И потому карельский результат голосования за Даванкова поразителен. В двенадцати муниципалитетах республики он занимает второе место. Лучший результат у него в Петрозаводске (10,99%), худший - в Лахденпохском (4,6%) и Пудожском (4,8%) районах.

Столь блестящий для Даванкова результат объяснить можно тем, что к нему, во-первых, наверняка, отошли голоса либерально настроенной оппозиции (образно говоря, «яблочные» голоса), во-вторых, студенческая молодёжь сориентировалась на него (прежде всего та, которая в начале избирательной кампании работала на несостоявшегося кандидата Б. Надеждина) и, в-третьих, кому-то могла понравиться его публичная, пусть и предельно осторожная в выражениях, «антивоенная позиция», правильнее даже сказать его «за-мирская» риторика. К слову, во время избирательной кампании Даванков был больший миролюбец, чем уже после её завершения, чем точно огорчит часть своих недавних сторонников, голосовавших за него.

При отсутствии в Карелии у партии «Новые люди» реально действующей парторганизации (нет у неё «политической грибницы») результат Даванкова прекрасный. Если б партия «Новые люди» имела внутри Карелии свой актив и регионального лидера, то у неё был бы шанс потеснить на региональном политическом поле традиционные партии (КПРФ, ЛДПР), заняв место системной оппозиции.

Леонид Слуцкий: 3 место

За Слуцкого в Карелии проголосовали 14 тысяч 681 избиратель (5,02%). В трёх муниципалитетах он пробился на второе место: в Беломорском (7,04% , это лучший его результат) и Суоярвском округах (5,56%), а также в Муезерском районе (5,53%). Худший у него результат по итогам голосования в Лахденпохском районе (3,92%).

Предвыборная кампания Слуцкого показала, что он совсем не лидер, и дело тут даже не том, что он выглядит пигмеем на фоне покойного прежнего вождя ЛДПР Владимира Жириновского. Пока мало кто мог лицезреть Слуцкого в качестве кандидата в президенты, он ещё (заочно) мог считаться преемником Жириновского, но избирательная кампания разрушила это допущение. Слуцкий, если останется во главе ЛДПР, похоронит партию Жириновского. Он совершенно не лидер партии, построенной Жириновским в качестве вождистской, последний под себя её создавал, а Слуцкий в этот размер никак не попадает. Как следствие - у него последнее место на президентских выборах в России. Даже анемичный и невероятно замшелый по стилистике ведения избирательной кампании Харитонов умудрился обыграть по голосам Слуцкого (между ними разница в 972 тысячи 841 голос в пользу коммунистического кандидата). Но в Карелии судьба улыбнулась Слуцкому, ему удалось взобраться на третью позицию, опередив Харитонова на 767 голосов (это совершенный мизерный разрыв).

Николай Харитонов: 4 место

За Харитонова в Карелии проголосовали 13 тысяч 914 человек (4,76%). В трёх муниципалитетах он вышел на вторую позицию: в Лоухском (5,38%), Кемском (5,42%) и Пудожском районах (5,77%; это лучший его результат). А самый худший его показатель на выборах - в Лахденпохском районе (3,85%).

Поражение КПРФ на президентских выборах в Карелии характеризует не только самого кандидата Харитонова, которого, скажем честно, и в самой компартии нескрываемо считали слабым кандидатом, но данный негативный результат является ещё и оценкой работы республиканской организации КПРФ. Если на федеральном уровне Харитонов пусть не намного, но всё же опережает Даванкова на 0,46%, то в Карелии он позорно проигрывает ему, отставая на 3,36%. За другого коммунистического кандидата в президенты России Павла Грудинка в 2018 году проголосовали в Карелии 11,35% (33 тысячи 693 голоса набрал он, то есть в 2,4 раза больше, чем то есть сейчас у Харитонова).

Сосредотачиваемся

Трое соперников Путина - надо бы закавычивать это определение, но из уважения к демократическому институту выборов, не стану того делать - в сумме набрали в Карелии 77 тысяч 613 голосов. Это в три раза меньше, чем отдано было голосов Путину. Выбор избирателей Карелии вполне определённый, хотя и с некоторой спецификой. В том смысле, что граждане наши в очередной раз подтвердили статус Карелии в качестве умеренно оппозиционного региона, немалая часть жителей которого способна (не опасается) критически относиться к власти. Это уже давнее состояние гражданского общества республики, корнями уходящее в раннее постсоветское демократическое прошлое.

При этом Путин сумел склонить подавляющее большинство жителей Карелии на свою сторону. И результат этот был бы ещё и выше, не помешай тому сама региональная власть, которая в период избирательной кампании умудрялась совершать действия, дискредитировавшие власть как таковую. Критическая тень упала и на кандидата В. Путина. Но почти 80 процентов избирателей Карелии, принявших участие в выборах, всё же убеждены, что только с ним у России, а значит, и у всех нас, есть надёжное и устойчивое будущее.

С Путиным Россия уже стала сильнее и сплочённее. А во времена геополитических потрясений (кто знает, что нас впереди ещё ждёт?) нам нужна общественная консолидация. Что, слову сказать, и политические партии, вроде бы боровшиеся за президентскую власть, понимают. Внутриполитический конфликт, агрессивная конкуренция - противопоказаны России в данный исторический момент.

Анатолий Цыганков