Найти тему
Русалка на ветвях

«Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы» А.Баркова

Я очень люблю языческую культуру и мифологию славян/скандинавов. Но закончив читать эту книгу я поняла, насколько в большинстве интернет источников она фальсифицирована.

Издательство МИФ 2022
Издательство МИФ 2022

Если вы загуглите информацию про Перуна или Велеса, то получите только общее представление из разряда «бог громовержец» или «бог скотовод», но все гораздо глубже и сложнее. Когда мы говорим о язычестве, то речь скорее о мифологическом сознании, которое отражено в отношении к миру в принципе, а не в плоской персонификации природных явлений.

В этом виновата кабинетная мифология, которая зародилось в 18 веке. Когда российские историки почувствовали себя участниками европейской истории, Российской Империи стала необходима своя античность. Но славянское язычество не развилось до уровня античного. По этому из глины и палок начали реконструироваться мифы. Очень часто они дополнялись чисто домыслами исследователей и дописывались. Так мы получили целый калейдоскоп никогда не существовавших или искаженных божеств, которые кроились по лекалу Древней Греции и гомеровскому эпосу (бог Услад, Лель, Ярило)

Таким же методом появились фальсификаты. Самый главный из которых «Велесова книга» распространила миф о трехчастном делении мира в сознании славян на Явь-Правь-Навь. Данный миф ничем не подкреплен и не доказан. 

Также очень усложняет изучение культуры славян наличие неоязычников. По сути неоязычники стремятся восстановить языческую традицию, которая была прервана хрестианским периодом. Цель то благая, но по итогу это воспринимается лично мной как скорее субкультура людей, которым очень нравятся калавраты, масленица и льняные рубахи. Это все конечно выглядит очень эффектно, душевно и стильно, но благодаря этим деятелям разобраться где правда, а где вымысел еще сложнее. Есть еще родноверы. Это вообще отдельная история…

-2

Вещи, которые показались мне неочевидными и интересными в книге. 

•В народных песнях и частушках употребляется «ай люли», которое является модифицированным «алилуйя»

•Отрывок из «Записок о России» англичанина Горсея (купец и дипломат 16 века, который часто тусил в России) о том, как он видел на берегу реки труп «змия коркодила». Доказанный факт, что вероятно коркодилом змием славяне считали сома, который в старину достигала длинны 3 метра и питался падалью. Возможно отсюда пошла сказка о змее горыныче?

•Баркова в книге выделяет отдельную главу под сказки. Почему Красная Шапочка изначально мертва? Почему Колобок это дух абортированного младенца? Почему Снегурочка нежить? Почему ножки у избушки курьи? Про все это говорит Баркова в книге. 

Текст очень интересный. Он запустил во мне неуемный поиск информации по теме язычества. А тема очень обширная. Всегда приятно узнавать почему слова «жертва» и «жрать» этимологически родственные, как выражение «чур меня» связано с фаллосом, и почему имя Алконост это просто ошибка перевода. 

Книга дает понимание о том, что есть масса вещей, лежащих у нас под ногами, о которых мы ничего не знаем и уже не узнаем. Что мифология славян это абстракция созданная фольклористами. Но есть научный метод и подход, который помогает отделять научные гипотезы от любительских. Не все книги по мифологии одинаково полезны, но Александра Баркова в этом вопросе большая молодец. 

Если данная статья была вам интересна, то приглашаю Вас в комментарии, а также в свой тг канал

Русалка на ветвях

, где я разместила плейлист с современной этнической музыкой, которая поможет глубже погрузиться в атмосферу славянского язычества. Под саундтрек изучать тему всегда приятней. Также буду очень рада вашему лайку)