Найти тему
WORDFLIX

Как Джеймс Кэмерон эмоционально воздействует на зрителя. Главные правила режиссуры.

Наш мир построен на отношениях. Причём отношениях не только между людьми. Если подумать об этом шире, то вообще всё вокруг – это отношения. Каждый день мы вступаем в отношения с едой, телефоном, подушкой, когда ложимся спать. И когда мы смотрим кино, мы тоже вступаем в отношения с фильмом. Про один и тот же фильм один человек может сказать: «Меня он повеселил», – а другой: «Мне стало не по себе». Получается, что «веселье, «страх» или «грусть» не содержится в самом фильме, а возникает в отношениях фильма со зрителем.

Отношения человека с фильмом, как и всё в нашем мире, на самом деле строятся на определённых законах: например, законах устройства мозга, инстинктов человека. В случае с кино, определённая последовательность кадров может вызывать или не вызывать у зрителя эмоции и интерес, удерживать или не удерживать его внимание. Мастерство режиссуры строится на понимании и использовании этих законов для того, чтобы управлять вниманием и чувствами зрителя.

Давай посмотрим сцену из фильма Джеймса Кэмерона «Чужие» и разберёмся, почему она работает.

Режиссёр Джеймс Кэмерон
Режиссёр Джеймс Кэмерон

В сцене по смыслу происходит следующее: Рипли (главный герой) договаривается с матерью Чужих (монстры): «Я заберу своего ребёнка, и не трону твоих», но понимаем мы это без слов, а только за счёт режиссуры и киноязыка.

Если проанализировать эту сцену, то можно заметить, что здесь всё растянуто, но по какой-то причине нам не скучно её смотреть, а наоборот, мы замираем в ожидании, что же произойдёт в следующую секунду. Всё дело в том, что мозг человека – это компьютер, нацеленный на прогнозирование будущего. Когда это происходит, мы получаем поощрение – стимул в виде порции гормонов. Когда прогноз оказывается верным – получаем поощрение вдвойне, ведь нам приятно оказываться правыми.

В этой сцене Кэмерон снабжает нас информацией постепенно. Сначала мы видим вокруг много яиц и что-то, откладывающее яйца, но не видим самого этого существа. Мозг начинает прогнозировать, у нас возникает множество вопросов. «Это мать Чужих? Значит Рипли находится, возможно, в самом опасном месте. Как эта мать выглядит? Что будет дальше? Она на них нападёт? Как они спасутся?». В этот момент стынет кровь. Режиссёр оттягивает кульминацию медленной панорамой, держа напряжение, саспенс*.

-3

Кэмерон продолжает держать напряжение до момента, пока Рипли почти не уходит без боя. Но зритель ждёт дуэль. Кэмерон говорит режиссёрам – не жадничайте, дайте зрителю быть немножко впереди, но только немного оттяните кульминацию. Тогда зритель получит двойное удовольствие, вы пощекочите его инстинкты, и в кульминации он получит ту развязку, которую ожидал.

Кино Кэмерона и любой саспенс работает на постоянной стимуляции зрителя прогнозировать, от чего создаётся напряжение, страх, предвкушение. Рипли могла сжечь эти яйца сразу. Но Кэмерон до последнего оттягивает момент, ставит сцену с их немым диалогом, медленно, показывая их реакции, оценки происходящего, решения. А зритель хочет, чтобы все яйца сожгли, и в конце он это получает!

-4
Кадры из сцены, где Рипли сжигает яица матери чужих
Кадры из сцены, где Рипли сжигает яица матери чужих

А как бы эту сцену снял посредственный режиссёр?

Сначала мы бы увидели общий план локации с матерью чужих и Рипли посередине. Сразу после нам бы показали крупный план матери Чужих, которая натравливает своих «солдат» на чужаков Рипли с девочкой. Рипли сразу бы начала палить из огнемёта по всему вокруг, разрушила бы всё и сбежала. Мы видим, что события остались почти теми же, но потенциал этой сцены, в плане зрительского вовлечения, потерян, режиссёр не дал бы зрителю пофантазировать, побыть в ожидании, а сразу раскрыл бы все карты.

Для мастерства режиссёра нужны три вещи:

1) Понимание, для чего нужна сцена, какие чувства она должна вызывать

2) Понимание, чего хочет зритель

3) Понимание инструментов киноязыка, с помощью которых можно создать нужные эмоции и напряжение.

Если режиссёр понимает, как работает человеческий мозг и восприятие, он реализует потенциал сцены по максимуму, за счёт монатажа, оптики, движения камеры, игры актёров, заставив зрителя кататься на американских горках из дофамина и кортизола или передавая ему нужное ощущение от сцены.

***

*Саспенс – состояние тревожного ожидания, беспокойство. Приём, который часто используется в кино, чтобы держать зрителя в напряжении.

Статья: WORDFLIX

Наши соц.сети:

Телеграм-канал https://t.me/wordflix

YouTube-канал https://youtube.com/@wordflixru

ВК https://vk.com/wordflix

Instagram https://www.instagram.com/wordflixru?igsh=M3R0MGJkOXVvdGww