Наш мир построен на отношениях. Причём отношениях не только между людьми. Если подумать об этом шире, то вообще всё вокруг – это отношения. Каждый день мы вступаем в отношения с едой, телефоном, подушкой, когда ложимся спать. И когда мы смотрим кино, мы тоже вступаем в отношения с фильмом. Про один и тот же фильм один человек может сказать: «Меня он повеселил», – а другой: «Мне стало не по себе». Получается, что «веселье, «страх» или «грусть» не содержится в самом фильме, а возникает в отношениях фильма со зрителем.
Отношения человека с фильмом, как и всё в нашем мире, на самом деле строятся на определённых законах: например, законах устройства мозга, инстинктов человека. В случае с кино, определённая последовательность кадров может вызывать или не вызывать у зрителя эмоции и интерес, удерживать или не удерживать его внимание. Мастерство режиссуры строится на понимании и использовании этих законов для того, чтобы управлять вниманием и чувствами зрителя.
Давай посмотрим сцену из фильма Джеймса Кэмерона «Чужие» и разберёмся, почему она работает.
В сцене по смыслу происходит следующее: Рипли (главный герой) договаривается с матерью Чужих (монстры): «Я заберу своего ребёнка, и не трону твоих», но понимаем мы это без слов, а только за счёт режиссуры и киноязыка.
Если проанализировать эту сцену, то можно заметить, что здесь всё растянуто, но по какой-то причине нам не скучно её смотреть, а наоборот, мы замираем в ожидании, что же произойдёт в следующую секунду. Всё дело в том, что мозг человека – это компьютер, нацеленный на прогнозирование будущего. Когда это происходит, мы получаем поощрение – стимул в виде порции гормонов. Когда прогноз оказывается верным – получаем поощрение вдвойне, ведь нам приятно оказываться правыми.
В этой сцене Кэмерон снабжает нас информацией постепенно. Сначала мы видим вокруг много яиц и что-то, откладывающее яйца, но не видим самого этого существа. Мозг начинает прогнозировать, у нас возникает множество вопросов. «Это мать Чужих? Значит Рипли находится, возможно, в самом опасном месте. Как эта мать выглядит? Что будет дальше? Она на них нападёт? Как они спасутся?». В этот момент стынет кровь. Режиссёр оттягивает кульминацию медленной панорамой, держа напряжение, саспенс*.
Кэмерон продолжает держать напряжение до момента, пока Рипли почти не уходит без боя. Но зритель ждёт дуэль. Кэмерон говорит режиссёрам – не жадничайте, дайте зрителю быть немножко впереди, но только немного оттяните кульминацию. Тогда зритель получит двойное удовольствие, вы пощекочите его инстинкты, и в кульминации он получит ту развязку, которую ожидал.
Кино Кэмерона и любой саспенс работает на постоянной стимуляции зрителя прогнозировать, от чего создаётся напряжение, страх, предвкушение. Рипли могла сжечь эти яйца сразу. Но Кэмерон до последнего оттягивает момент, ставит сцену с их немым диалогом, медленно, показывая их реакции, оценки происходящего, решения. А зритель хочет, чтобы все яйца сожгли, и в конце он это получает!
А как бы эту сцену снял посредственный режиссёр?
Сначала мы бы увидели общий план локации с матерью чужих и Рипли посередине. Сразу после нам бы показали крупный план матери Чужих, которая натравливает своих «солдат» на чужаков Рипли с девочкой. Рипли сразу бы начала палить из огнемёта по всему вокруг, разрушила бы всё и сбежала. Мы видим, что события остались почти теми же, но потенциал этой сцены, в плане зрительского вовлечения, потерян, режиссёр не дал бы зрителю пофантазировать, побыть в ожидании, а сразу раскрыл бы все карты.
Для мастерства режиссёра нужны три вещи:
1) Понимание, для чего нужна сцена, какие чувства она должна вызывать
2) Понимание, чего хочет зритель
3) Понимание инструментов киноязыка, с помощью которых можно создать нужные эмоции и напряжение.
Если режиссёр понимает, как работает человеческий мозг и восприятие, он реализует потенциал сцены по максимуму, за счёт монатажа, оптики, движения камеры, игры актёров, заставив зрителя кататься на американских горках из дофамина и кортизола или передавая ему нужное ощущение от сцены.
***
*Саспенс – состояние тревожного ожидания, беспокойство. Приём, который часто используется в кино, чтобы держать зрителя в напряжении.
Статья: WORDFLIX
Наши соц.сети:
Телеграм-канал https://t.me/wordflix
YouTube-канал https://youtube.com/@wordflixru
Instagram https://www.instagram.com/wordflixru?igsh=M3R0MGJkOXVvdGww