Джон Кейдж был одним из самых влиятельных американских композиторов XX века; помимо своих исключительных музыкальных композиций и художественных работ, он писал короткие рассказы, вдохновленные его жизнью.
Американский композитор-экспериментатор и пионер алеаторической музыки, Джон Кейдж был одним из самых влиятельных художников ХХ века. Его музыкальные исследования и прозрения повлияли на различные практики в современном искусстве. Он также был преданным буддистом, философом и писателем. Придумывал короткие рассказы, похожие на мемуары и использовал их по-разному: как партитуру для танца, как часть своих концертов, как лекции или как художественные высказывания. Его рассказы также были вдохновлены хокку. Они могли быть сюрреалистическими, игривыми, тривиальными, меланхоличными, непонятными и мудрыми.
Джон Кейдж родился в Лос-Анджелесе в 1912 году и умер в 1992 году, охватив почти весь ХХ-й век и оставив в нем свой невероятный след. В детстве никогда не мечтал стать известным. Он рано бросил колледж, потому что ему была неинтересна та литература, которую задавали читать студентам.
Кейдж решил стать писателем и путешествовал по Европе в поисках вдохновения. Находясь там, он увлекся архитектурой, и некоторое время изучал ее, и даже нашел подработку, но, тем не менее, Кейдж уволился, так как не был заинтересован в том, чтобы посвятить этому всю жизнь. Вместо этого он обратился к живописи и композиции.
Когда Кейдж, наконец, вернулся в Калифорнию, он понял, что хочет посвятить свою жизнь музыке. Он учился у таких известных людей, как Арнольд Шёнберг, прежде чем пойти по своему пути, где он занимался изобразительным искусством и писательством, среди других творческих выражений.
Музыкальная карьера Джона Кейджа была уникальной. От своих "подготовленных пианино" (в которые он помещал предметы между струнами, чтобы изменить их звучание) до своих партитур и «молчаливой» композиции 4'33'', Джон Кейдж всегда пытался вывести музыку на новые и неизведанные пути. Он был верным буддистом на протяжении всей своей жизни, поэтому всегда искал способы совместить буддийскую философию со своей художественной практикой.
Он исследовал теорию случайностей для создания музыки как способа подражания природе. Помимо того, что он был одним из самых важных американских композиторов ХХ-го века, его творчество оказало огромное влияние на такие художественные движения, такие как хэппенинги, минимализм и концептуальное искусство.
"Я буду держать рот на замке"
"Когда я получил письмо от Джека Арендса(журналиста) с просьбой прочитать лекцию в педагогическом колледже, я написал ответ и сказал, что буду рад, и что все, что ему нужно сделать, это сообщить мне дату. Он так и сделал. Тогда я сказал Дэвиду Тюдору* : "Лекция состоится так скоро, что я не думаю, что успею написать все девяносто рассказов, и в этом случае, время от времени, я просто буду держать свой рот на замке". Он ответил: "Это будет облегчением"".
Девяносто историй, написанных Джоном Кейджем в качестве лекции, которую он читал под музыкально-шумовое сопровождение, создаваемое пианистом Дэвидом Тюдором, — небольшая часть литературного наследия американского композитора, писателя, художника и миколога-любителя.
*Тюдор — первый исполнитель скандальной пьесы Кейджа «4′33″» (1952 г.): пианист поставил ноты, время от времени их перелистывал, открывал и закрывал крышку рояля, но не произвел ни единого звука.
Джон Кейдж с детства обладал выдающимся ораторским талантом. В своей биографии он рассказывает, как ему удалось выиграть школьную награду за ораторское искусство, выступив с речью, которую он не планировал заранее. Он просто импровизировал.
Одним из самых очаровательных элементов его творчества и в то же время совершенно показательным для его занятий является то, как он воспринимал и проводил свои многочисленные лекции, вставляя в них свои истории. В ряде случаев эти лекции имели структуру, аналогичную музыкальным произведениям, о которых его приглашали говорить.
Лекция-перформанс «Неопределенность: новые аспекты формы в инструментальной и электронной музыке» (1958) является таким типичным случаем. Джон Кейдж, несмотря на то, что его пригласили рассказать о своей работе, сделал коллаж из совершенно не связанных между собой историй, рассказывая о том, что случилось с ним или о том, что он слышал от друзей. (Наверняка у вас в школе или институте были такие учителя, которые могли рассказывать о себе большую часть урока. Знайте, просто они устраивали перфомансы).
В 1958 году он представил 30 рассказов без музыкального сопровождения. В 1959 году он прочитал ту же лекцию с еще 60 рассказами, сопровождаемыми его композицией «Музыка для фортепиано с оркестром» (1959), которую исполнил пианист и соратник Кейджа Дэвид Тюдор. Во время живого чтения истории рассказывались в том порядке, в котором Кейдж их запомнил. Они читались с разной скоростью, в зависимости от их объема.
Как он говорит во вступлении к лекции, его целью во всем этом процессе было показать, что все, каким бы несвязанным и нерегулярным оно ни казалось, связано с другими вещами. Звуки, события, люди: все они связаны как сложность, а точнее как сложное единство. Это единство всего проявляется гораздо лучше, когда между вещами не заметно никакой видимой связи...
В первой части статьи о перфомансах Джона Кейджа мы погрузились в уникальный мир его творчества, где звуки становятся искусством, а тишина – музыкой. Разгадывая гармонию хаоса, Кейдж вводит нас в глубины своего творческого гения, где каждый звук – это отдельная история, каждый момент – возможность для эксперимента.
Однако, за этими мелодиями скрывается еще один, не менее удивительный аспект личности Джона Кейджа – его необычная страсть к грибам. Во второй части нашего рассказа мы погрузимся в мир его любви к этим загадочным "растениям", исследуя не только вкус и свойства, но и их влияние на его творчество и мышление)))). Погружаясь в этот удивительный аспект жизни Джона Кейджа, мы раскроем новые грани его творчества и узнаем, как грибы стали неотъемлемой частью его экспериментов и исследований.