Найти тему

ОПЫТ БЕЛАРУСИ: КАКИЕ СДЕЛКИ С ЦФА РАЗРЕШЕНЫ И КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К УЧАСТНИКАМ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Оглавление

Регулирование сферы цифровых финансовых активов — важный аспект процесса внедрения новой системы в классическую экономику. Российская Федерация на данный момент находится на стадии разработки регулирующих инструментов. Эксперты часто характеризуют работу, проводимую законотворцами, как «шаг вперёд — два назад». На сегодняшний день сложно представить каким будет регулирование сферы ЦФА в РФ. При этом в других странах уже делаются попытки внедрения цифровых финансовых активов в экономику государства. Предлагаем, в качестве примера, изучить опыт Республики Беларусь.

Опыт Беларуси: какие сделки с ЦФА разрешены и какие требования предъявляются к участникам
Опыт Беларуси: какие сделки с ЦФА разрешены и какие требования предъявляются к участникам

В Беларуси в 2017 году был принят, а в марте 2018 вступил в силу Декрет президента Республики № 8 «О развитии цифровой экономики». Данный документ является главным инструментом для регулирования обращения цифровых финансовых активов (ЦФА) в государстве.

В законодательстве РБ цифровые финансовые активы определяются как виртуальные аналоги ценностей, которые создаются и обмениваются с использованием технологии блокчейн и других похожих технологий. ЦФА можно использовать для инвестиций, покупок, продаж и других операций в сети. Помимо этого их можно официально зарегистрировать и обменять на традиционные финансовые инструменты, такие как акции и облигации.

При этом, в Беларуси цифровые валюты не признаны официальным платежным средством, точно так же как и в России. То есть оплата услуг или товаров ЦФА на территории Республики будет считаться нарушением законодательства страны.

ПРАВА УЧАСТНИКОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Декрет президента РБ «О развитии цифровой экономики» содержит следующие пункты:

  • юридические лица имеют право добывать токены, владеть ими и совершать следующие операции с ними: хранить их в виртуальных кошельках, совершать сделки с их участием через операторов криптоплатформ, пункты обмена ЦФА и иных резидентов Парка высоких технологий (ПВТ);
  • физические лица имеют право владеть токенами и совершать следующие операции: майнинг, хранение в виртуальных кошельках, обмен, приобретение и продажа, дарение и завещание.
Права участников цифровой экономики Республики Беларусь
Права участников цифровой экономики Республики Беларусь

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЦФА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

На данный момент доходы, полученные в результате совершения операций с токенами, не облагаются налогами в Республике Беларусь. Это также регулируется Декретом №8. Льготы действуют до 1 января 2025 года, сроки обозначены в указе Александра Лукашенко «Об отдельных вопросах налогообложения».

Майнеры, которые занимаются добычей ЦФА как физические лица, также на данный момент освобождены от налогов. Для юридических лиц есть требование об обязательном статусе резидента ПВТ. Деятельность должна быть внесена и расписана в бизнес-плане компании.

ПРАКТИКА БЕЛОРУССКИХ БАНКОВ

Несмотря на то, что в Беларуси на официальном уровне разрешены сделки с ЦФА, Национальный банк РБ все-таки настороженно относится к операциям подобного рода. Редкие финансовые организации страны идут на то, чтобы запустить новое направление. Исключением является «Беларусбанк». В 2020 году на его базе был открыт сервис для обмена ЦФА. Операции осуществляются через WhiteBird — первый легальный обменник в СНГ. На момент запуска направления транзакции осуществлялись только между гражданами Беларуси и России.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Плюсы:

  • ЦФА официально признаны в стране и регулируются на государственном уровне;
  • для участников действуют налоговые послабления, которые положительно сказываются на адаптации граждан к новым инструментам регулирования.

Минусы:

  • юридические лица, занимающиеся майнингом, обязаны быть резидентами ПВТ в противном случае их деятельность будет признана незаконной;
  • юридические лица имеют право совершать операции с ЦФА только через резидентов ПВТ;
  • Национальный банк РБ считает операции с ЦФА подозрительными и ненадежными.

Отметим, что несмотря на свою прогрессивность, данная система является новой, поэтому многие инструменты и нормы дорабатываются или изменяются. В любом случае опыт Республики Беларусь можно назвать положительным. Данное государство является одним из первопроходцев, которые решили внедрить новую систему в существующую хозяйственную деятельность.