Верный нашим авиационным принципам "лететь впереди самолета" и "не вылетать без запасного", задумался я о продолжении жизненного пути после того печального момента, когда придет пора сдирать подковы - отсылка к тому самому легендарному фильму, который упоминал ранее. Вообще я уже писал об этом, а сейчас, коллеги и товарищи, готов поделиться изученным материалом про лесоавиационные работы (ЛАР).
С момента написания той статьи моё глобальное мировоззрение не изменилось, и стремление продолжить летную карьеру на лесоавиационных работах осталось.
Какие предпосылки?
ФАП-147 и ФАП-494 теперь разрешают выполнять авиационные работы за плату частным пилотам. Моё виденье ситуации по "частникам" уже излагал ранее 👇 (см. ниже). Лицам с ATPL / CPL и при наличии справки ВЛЭК прийти в лесоавиационные работы особого труда не составит. Требования к здоровью "частников" ощутимо ниже. То есть моя призрачная мечта пролетать до 80 лет стала чуть менее туманной. А почему бы и нет...
В реестре Росавиации к выполнению авиационных работ допущены 234 эксплуатанты (это актуальные данные на октябрь 2023 года, других на сайте ФАВТ пока нет). Часть из них выполняют лесоавиационные работы. Воздушные суда - самолеты Ан-2, Цессны, Пайперы различных модификаций и еще какие-то самолеты зарубежного производства. С какого-то рожна перепуга начали включать в сертификаты эксплуатанта сверхлегкие воздушные суда, то есть взлётной массой до 495 кг - как там умещаются пилот, летчик-наблюдатель, запас топлива и мотор для меня тайна, покрытая мраком... ))
В ряде регионов заказчик требует еще и вертолеты Ми-8, но к вертолетам я никогда отношения не имел и не собираюсь иметь. Вряд ли кто в возрасте 60+ захочет работать на должности 2П самолета Ан-2, поэтому думать в этом направлении имеет смысл тем, кто ранее летал командиром на этом типе самолета или готов переучиться, например, на Цессну-172. Она, как известно, однопилотная. Но тогда только мониторинг, а это значительно уменьшает потенциальный фонд оплаты вашего летного труда(((.
Кроме сертифицированных Росавиацией эксплуатантов часть лесоавиационных работ выполнялась аэроклубами ДОСААФ. И вот по этому поводу я готов в следующей статье поделиться практически сенсационными данными, которые узнал. Я, честно говоря, был ошарашен....
Заказчиками лесоавиационных работ являются в основном региональные авиабазы, то есть работы выполняются за счет средств бюджета. На выполнение работ разыгрываются аукционы через специальную ЕИС "Закупки". На аукционы порой заявляются по 3-5 компаний, что, в свою очередь, говорит о некоем избытке самолетов малой авиации, что логично. Не заказчики бегают в поисках самолетов, а эксплуатанты бьются за работу. Это к разговорам о "смерти малой авиации" в стране.
Из приятного - традиции ГА сильны
В этих небольших авиакомпаниях до сих пор руководят преимущественно авиаторы, прошедшие все ступени работы в ГА , а не эффективные манагеры, следовательно, авиатор авиатора всегда поймет. Можно найти либо общий язык, либо общих знакомых.
Работа сезонная, принимают на работу преимущественно по договору ГПХ, а не по трудовому, что пенсионера в принципе должно устраивать. Понятно, что достаточно молодых перспективных командиров стараются держать в штате компаний, так сказать, под рукой, но выплачивать зарплату круглогодично при условии сезонной работы накладно. Крупные компании, у которых и зимой есть работа, например, заказы на транспортно-связные полёты, чувствуют себя лучше. Есть и совсем небольшие компании с 1-2 ВС.
Сезон лесоавиационных работ в разных регионах длится по разному, но в основном с апреля по октябрь. По оплате - как договоришься. Зависит от налета, региона и т.д. Работодатель выставляет самолет с экипажем на оперативную точку, предусмотренную контрактом. Питанием и проживанием работодатель обеспечивает. Это как раз момент про охоту, рыбалку и доярок))). Хотя замечание одного из комментаторов, что вместо доярок могут быть дояры из Средней Азии - я учел 😉. За предполетный медосмотр на оперточке в соответствии с ФАП отвечает КВС что, в принципе, удобно. Хотя, откровенно говоря, могут быть соблазны.
Виды работ - авиапатрулирование, выброска парашютистов-пожарных или обработка лесов от вредителей и болезней с нормами 3-5 литров на гектар. То есть один Ан-2 со своим химбаком за один полет обрабатывает 300-400 гектаров леса. Химикаты-биоразлагаемые, то есть более безопасные, нежели при обработке сельхозкультур (шансы дожить до 80 резко повышаются!).
Рассказывают, что часто приходится брать на борт представителя заказчика, не включаемого в состав экипажа. Если летчик-наблюдатель это, согласно ФАП-147, авиационный специалист, то всевозможные чиновники различных уровней или представители СМИ это, извините, пассажиры. И как в этом случае некоторые МТУ Росавиации включают в сертификат эксплуатанта с допуском на лесоавиационное работы воздушные суда собранные в гараже и имеющие СЛГ по ФАП-273 - загадка. Хотя почему загадка?... Либо некомпетентность, либо банальное "вхождение в положение" за небольшое вознаграждение. На телевидении куча сюжетов, когда оператор снимает из кабины сверхлегкого "тряпколета", но никого это, похоже, не волнует....
Из возможных неприятностей
В соответствии с пунктом 2.14 ФАП-494 полеты по государственным контрактам на авиаработах выполняются только на авиационных ГСМ. Полеты на автобензине, который в 2 раза дешевле авиабензина оплаченного государством, могут привести на скамью подсудимых. Об этом надо помнить и, если это проделки работодателя-предпринимателя, то надо подстраховываться.
Вообщем, полеты на лесоавиационных работах, как мне кажется, вполне себе вариант для пайлота пенсионного возраста, не чурающегося черновой работы и отсутствия стюардесс в экипаже.
А вы как думаете, уважаемые читатели? И, если, что-то упустил из виду, думаю, подскáжите.
Примечание. Уважаемые читатели! Я не гонюсь ни за количеством подписчиков, ни за лайками. Пусть на канале будет небольшая аудитория, но соблюдающиая правила приличия и взаимного уважения. Искренне убежден, что общение должно доставлять удовольствие обеим сторонам диалога. По этой причине - за попирание норм элементарной человеческой вежливости, грубость, оскорбления и сквернословие - моментально в бан.