Найти тему
VK Гид

«Поэтом можешь ты не быть»: 5 великих прозаиков, которые баловались стихосложением

Оглавление

Талантливый человек талантлив во всём! Или нет? Взять, например, писателей: некоторым из них одинаково легко давались и стихи, и проза — скажем, Пушкину и Лермонтову. А вот другие, хотя и экспериментировали с поэзией на заре своей карьеры, в конечном счёте запомнились исключительно как прозаики. Ко Всемирному дню поэзии собрали пять русских классиков, о стихотворном наследии которых ты и не подозревал.

Николай Гоголь

Ф. Моллер «Портрет Н. В. Гоголя». 1840-е годы. © «Из собрания Исторического музея»
Ф. Моллер «Портрет Н. В. Гоголя». 1840-е годы. © «Из собрания Исторического музея»

Свои первые шаги в литературе Гоголь сделал ещё в пятилетнем возрасте. Отец любил дорогой подбросить ему пару тем для поэтических импровизаций: «степь», «солнце», «небеса». К школьной поре страсть к сочинительству лишь укрепилась. Вдохновившись немецким поэтом Фридрихом Шиллером, юный гимназист написал свою вариацию трагедии «Разбойники» пятистопным ямбом. Были ещё акростих «Спиридон», первые буквы строк которого складывались в название, а также элегия «Новоселье» и пара других лирических произведений.

Профессиональная карьера Гоголя началась со стихотворения «Италия», написанного в 1829 году, — это была его первая публикация в принципе. В тексте Гоголь предвкушает встречу с манящим его краем:

Земля любви и море чарований!

Блистательный мирской пустыни сад!

Тот сад, где в облаке мечтаний

Ещё живут Рафаэль и Торкват!

Узрю ль тебя я, полный ожиданий?

Мечте Гоголя суждено было сбыться: с 1837 по 1848 год он будет то посещать, то покидать европейскую страну и в общей сложности проживёт там около четырёх лет. Но вернёмся к поэзии. Через несколько месяцев после «Италии» Гоголь напишет поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Критики разнесут произведение в пух и прах, отчего писатель решит скупить весь оставшийся тираж и сжечь его. Но, возможно, именно неудача подтолкнёт Гоголя начать уже более успешную карьеру прозаика.

Лев Толстой

© Государственный музей Л. Н. Толстого / фот. Шерер, Набгольц и К°. М., кон. XIX в.
© Государственный музей Л. Н. Толстого / фот. Шерер, Набгольц и К°. М., кон. XIX в.

Трудно поверить, но когда-то со стихов начинал и мастер больших романов Толстой. Да-да, тот самый, который уже в зрелом возрасте заявлял:

Писать стихи — это всё равно что пахать и за сохой танцевать. Это прямо неуважение к слову.

И всё же его первые опыты в поэзии были довольно трогательными. В 12 лет он написал стихотворение «Милой тётеньке» к именинам Татьяны Ергольской — дальней родственницы, воспитывавшей Толстого после смерти родителей. Через год, когда умерла его вторая тётушка Александра Остен-Сакен, юный Лев написал для неё эпитафию:

Уснувшая для жизни земной,

Ты путь перешла неизвестный.

В обителях жизни небесной

Твой сладок, завиден покой.

В надежде сладкого свиданья —

И с верою за гробом жить,

Племянники сей знак воспоминанья —

Воздвигнули: чтоб прах усопшей чтить.

Толстой не оставил поэтические эксперименты даже во время службы на Кавказе, где он работал над произведением «Казаки». Поначалу писатель никак не мог определиться с формой — будет это поэма или проза. Однажды он отметил в дневнике: «Вечером написал стишков 30, порядочно». Но, как сказал сам Толстой уже через полвека, «слава богу, ничего не вышло» — и в итоге появилась повесть.

При жизни славу снискали только два его произведения в стихотворной форме — солдатские песни «Как восьмого сентября…» и «Как четвёртого числа…». Обе написаны в годы Крымской войны, и обе распространились в офицерской среде.

Фёдор Достоевский

© Российская национальная библиотека / Константин Шапиро
© Российская национальная библиотека / Константин Шапиро

Если бы не стихи, мы бы никогда не увидели «великое пятикнижие» Достоевского. И речь здесь не о том, что писатель начинал с поэзии, нет.

В 1849 году Достоевского приговорили к смерти за участие в антиправительственном кружке петрашевцев. В самый последний момент, когда осуждённые уже стояли на плацу, внезапно объявили о помиловании: казнь заменили каторгой. Достоевского сослали в Сибирь, запретили приезжать в Центральную Россию и публиковать свои произведения. Последнее стало для него самым болезненным. Чтобы доказать свою благонадёжность, Достоевский решил написать патриотичное стихотворение из ста строк «На европей­ские события в 1854 году»:

​​Смешно французом русского пугать! Знакома Русь со всякою бедой!

Случалось ей, что не бывало с вами.

Давил её татарин под пятой,

А очутился он же под ногами.

Однако из этого ничего не вышло. Тогда Достоевский взялся за второй верноподданнический стих — «На первое июля 1855 года». Он посвятил его Александре Фёдоровне, вдове Николая I:

Свершилось, нет его! Пред ним благоговея,
Устами грешными его назвать не смею.
Свидетели о нём — бессмертные дела.

Как сирая семья, Россия зарыдала;

В испуге, в ужасе, хладея, замерла;

Но ты, лишь ты одна, всех больше потеряла!

Душераздирающие строки императрице не показали, но их увидел генерал Густав Гасфорт — он и помог Достоевскому выбиться в унтер-офицеры. Но путь в столицу был по-прежнему закрыт для писателя, и он сочинил третье патриотическое стихотворение «На коронацию и заключение мира» — уже лично новому императору Александру II. После этого монарх приказал тайно следить за литератором, чтобы удостовериться в его лояльности. Через три года Достоевскому разрешили вернуться в Центральную Россию.

Брат Достоевского Михаил так отозвался о его поэзии: «Читал твои стихи и нашёл их очень плохими. Стихи не твоя специальность…» Неудивительно, что ни одно из тех стихотворений так и не было опубликовано при жизни писателя.

Антон Чехов

© Общественное достояние
© Общественное достояние

Своё первое стихотворение классик написал… на заборе. К уже начертанным строчкам гимназистки с его двора 14-летний Чехов добавил собственное сочинение:

О, поэт заборный в юбке,

Оботри себе ты губки.

Чем стихи тебе писать,

Лучше в куколки играть.

Сохранились также стихотворения, которые Чехов записывал в альбомы барышень (нередко под псевдонимом Чехонте). Особое место среди них занимает альбом Саши Киселёвой — дочки владельцев имения Бабкино, в котором писатель проводил летние месяцы с 1885 по 1887 год. Драматург посвятил юной подруге следующие строки:

Милого Бабкина яркая звёздочка!

Юность по нотам allegro промчится:

От свеженькой вишни останется косточка,

От скучного пира — угар и горчица.

Для неё же Чехов сочинил басню — причём это единственное стихотворное произведение, которое писатель безоговорочно признавал своим. В нём он не отступает от привычной иронии:

Шли однажды через мостик
Жирные китайцы,
Впереди них, задрав хвостик,
Торопились зайцы.
Вдруг китайцы закричали:
«Стой! Стреляй! Ах, ах!»
Зайцы выше хвост задрали
И попрятались в кустах.

Мораль сей басни так ясна:
Кто зайцев хочет кушать,
Тот, ежедневно встав от сна,
Папашу должен слушать.

Михаил Булгаков

© Общественное достояние
© Общественное достояние

Стихи Булгаков не любил, и на то были свои причины. Его молодость пришлась на Серебряный век, когда русская поэзия достигла наивысшего расцвета. Тут и там возникали новые течения: символизм, акмеизм, футуризм и прочие «измы», а образ поэта ассоциировался с чем-то бунтарским и эпатажным. Конечно же, все хотели писать стихи, что, в свою очередь, породило массу «непризнанных гениев». Всё это было чуждо Булгакову.

Если кого и любил он из поэтов, так это Александра Пушкина. Писатель даже посвятил ему одноимённую пьесу. Вот как Булгаков отзывался о классике в письме к другу:

С детства я терпеть не мог стихов (не о Пушкине говорю; Пушкин — не стихи!), и, если сочинял, то исключительно сатирические.

Отсюда же мы узнаём о поэтическом опыте самого Булгакова. С ранних лет он любил подтрунивать над близкими в стихотворной форме. Доставалось всем — от мала до велика. Так, например, юный писатель подшучивал над мамой, которая пристально следила, чтобы никто из её семерых детей не сидел без дела:

Утро. Мама в спальне дремлет.

Солнце красное взойдёт,

Мама встанет и тотчас же

Всем работу раздаёт:

«Ты иди песок сыпь в ямы,

Ты ж из ям песок таскай».

Поэтом Булгаков не стал, и всё же в его прозе встречаются стихотворные строки. Например, в «Белой гвардии» Николка Турбин напевает:

Хошь ты пой, хошь не пой,

В тебе голос не такой!

Есть такие голоса...

Дыбом встанут волоса...

Кроме того, Булгаков сочинял оперные либретто для Большого театра, которые, конечно, не могли обойтись без рифмы.