В Академии есть такие направления обучения как «Менеджмент хореографического искусства» (бакалавриат) и «Продюсирование хореографического искусства» (магистратура). Сейчас этому учат, а такие знаменитые импресарио, как Сергей Дягилев и Сол Юрок все постигали методом проб и ошибок.
И если Дягилев не оставил мемуарных записей (но о нем писали многие), то Сол Юрок опубликовал свои воспоминания в двух книгах – «Импресарио» (1946) и «Сол Юрок представляет: История великих приключений импресарио в мире балета» (1953). Обе вышли на английском языке, а первую в переводе на русский в конце 2022 года выпустил издательский отдел ГИТИСа.
Сол Юрок (по рождению Соломон Израилевич Гурков) – личность легендарная. Он целых полвека определял культурную жизнь Америки. Концерты классической музыки в Новом Свете благодаря ему стали собирать стадионы слушателей, публика полюбила балет.
Вот, что он писал о работе с труппой «Русский балет Монте-Карло»:
«Расходы на балет всегда очень высоки. Но ведь еще нужно было вкладываться в рекламную программу, стоимость которой не шла ни в какое сравнение с любой гипотетической прибылью за первые два сезона»
В 1920-е годы Юрок устроил поездку Айседоры Дункан и ее мужа Сергея Есенина в Америку. Первым привез за океан Анну Павлову. В течение трех лет являлся агентом Шаляпина. Он открыл американцам С. Рихтера, М. Плисецкую, М. Ростроповича и Г. Вишневскую, организовывал гастроли труппы МХАТа, Большого театра, Ансамбля Игоря Моисеева и балета Кировского (Мариинского) театра.
Работа импресарио, как американские горки, то возносят к вершинам, то опускают на дно. Но Юрок самозабвенно любил то, чем занимался:
«Герои – это моя страсть… Вся моя жизнь прошла в погоне за артистами!.. И пока я провожу каждый день в предвкушении новых подарков судьбы, я чувствую себя живым»
Как это у него получалось, теперь можно прочитать в хорошем литературном переводе Анны Лысиковой. Книга продается в книжных магазинах и на маркетплейсах.