Найти в Дзене

Интегрированная информационная система управления качеством: современные цифровые решения

Оглавление

«Методы менеджмента качества», март 2024.
Рубрика: Управление: вектор развития. Автор: Клочков А.Е.

Стремительное развитие применения ERP-систем[1] в управлении деятельностью предприятий позволяет полноценно перевести процессы менеджмента качества в специализированные информационные системы, значительно улучшая качество производимых изделий и услуг наряду с сокращением затрат на него. Этой статьей мы открываем серию совместных публикаций, цель которых — рассказать о современных возможностях информационных систем управления качеством на базе АИСМК — единой системы сбора, хранения и анализа информации о качестве, начиная с планирования и входного контроля и заканчивая гарантийным и пост гарантийным обслуживанием поставляемых продуктов.

Развитие информационных систем управления процессами

На протяжении последнего десятилетия отечественные предприятия активно внедряют различные информационные системы сопровождения внутренних процессов. Так, для проектирования изделий применяются специализированные CAD/CAE-системы, департаменты продаж организуют работу с применением CRM-систем, для организации процесса управления производством используются MES-системы[2]. В свою очередь базовой информационной системой на предприятии является ERP-система, которая отвечает за важнейшее направление — управление ресурсами организации.

Вместе с тем любая система процессов — от разработки нового продукта до постгарантийного обслуживания — затрагивает вопросы качества. В связи с этим с 1980-х гг. в Европе, наравне с разработкой CAD/CAE-, ERP- и MES-систем, велась разработка специализированного класса информационных технологий — CAQ-систем, направленных на решение вопросов управления качеством. Впоследствии они были названы «системами менеджмента качества» (Quality Management Systems, QMS)[3].

Данные системы представляют собой специализированные рабочие инструменты для департаментов качества, в которых реализованы не только инженерные методы контроля качества, описываемые в многочисленных стандартах, но и «обеспечивающие» методы, позволяющие автоматизировать множество различных бизнес-требований, таких как учет затрат на качество, организация прослеживаемости, анализ рисков и др. Экономический эффект от внедрения QMS-систем можно рассчитать, основываясь на объективных показателях, таких как:
• материальные затраты на обработку рекламаций и гарантийное сопровождение изделий;
• затраты времени на проведение и анализ результатов испытаний;
• затраты времени на составление регулярных отчетов;
• затраты на организацию процесса подготовки документов для заказчиков и др.

Суммарный экономический эффект от внедрения QMS может значительно варьироваться, но в денежном выражении в среднем составляет порядка 30—40%. Это происходит за счет сокращения затрат на исправление дефектов, улучшения качества продукции и повышения производительности труда. Для расчета эффективности внедрения необходимо провести анализ затрат на качество до и после внедрения системы. Согласно классическому подходу [8], в их состав включают затраты на контроль качества, устранение дефектов, переделки и брак. Внедрение QMS позволяет выстроить процесс анализа корневых причин возникновения дефектов и анализа рисков, что в свою очередь позволяет предотвратить появление дефектов и улучшить качество продукции. Таким образом, внедрение QMS не только снижает затраты на качество, но и способствует увеличению прибыли компании за счет повышения конкурентоспособности продукции и услуг.

Программное обеспечение (ПО) для управления качеством предлагает методы, процессы, структуру и ресурсы, необходимые для упрощения производственной деятельности и при эффективном решении проблем качества с минимальными затратами. Его применение помогает производителям отслеживать, контролировать и документировать процессы контроля качества в электронном виде, чтобы гарантировать, что товары изготовлены в пределах допусков, отвечают всем необходимым требованиям и не содержат дефектов. ПО для управления качеством часто используется в промышленности для выявления потенциальных проблем до их возникновения [9].

АИСМК от компании «Алинги»

В 2020 г. компания «Алинги» начала разработку собственной «Автоматизированной информационной системы менеджмента качества» — АИСМК. В настоящее время она находится в реестре российского ПО и представляет собой современную QMS-систему, которая включает полный спектр методов и подходов, применяемых в управлении качеством, и позволяет глубоко интегрироваться в информационный ландшафт организации.

В основу архитектуры АИСМК заложены лучшие подходы и практики мировых QMS-систем, получивших наибольшее распространение в России. Прежде всего была выстроена модульная структура приложения, позволяющая при внедрении автоматизировать только те процессы, которые важны для заказчика на данном этапе и в свою очередь позволяющие в последующем расширить круг процессов за счет других модулей системы без необходимости внесения изменений или доработок. В отличие от европейского программного обеспечения, разработка которого велась с 1980-х гг., в основе АИСМК лежит современная low-code-платформа[4], позволяющая пользователям и руководителям от бизнеса самостоятельно настраивать программное обеспечение под собственные нужды и реализовать действующие на предприятии бизнес-процессы. Адаптация терминологии (тезауруса), печатных форм, дополнительных реквизитов документов значительно минимизирует затраты на внедрение программного обеспечения в информационный ландшафт.

Основные преимущества от внедрения АИСМК:
• мониторинг данных в режиме реального времени;
• предотвращение проблем;
• управление рисками;
• повышение эффективности и продуктивности;
• согласованность процессов;
• вовлеченность сотрудников в процессы качества.

Все функции АИСМК компании «Алинги» подразделяются на три направления:
• обеспечивающие процессы;
• процессы разработки;
• материальные процессы.

Рис. 1. АИСМК: основные функции системы
Рис. 1. АИСМК: основные функции системы

Обеспечивающие процессы

Обеспечивающие процессы предоставляют функциональные возможности, способствующие улучшению качества в результате применения методов, не связанных с производством.

1. Управление рекламациями — регистрация всех типов рекламаций и несоответствий для определения причины возникновения и назначения действий для устранения.

2. Гарантийное обслуживание — организация процесса учета обращений по гарантийному обслуживанию изделий и проведенных мероприятий.

3. Портал поставщиков — специальное решение для направления рекламаций поставщикам и отслеживания проведенных поставщиками мероприятий и принятых ими решений.

4. Управление мероприятиями — функциональный компонент, реализующий принцип «единого окна» для обработки любых мероприятий, назначаемых пользователю в системе.

5. Аудит — специализированное решение для организации процесса аудита на предприятии в соответствии с различными стандартами и схемами оценки (в частности, аудита продукта по VDA [10]), включая составление общего плана аудитов, планирование определенного аудита и его непосредственного проведения с возможностью регистрации несоответствий и назначения корректирующих мероприятий.

6. Анализ корневых причин — компонент для поиска корневых причин несоответствий и формирования единой базы лучших практик и знаний с применением диаграмм Исикавы, метода «5 Почему» и др.

7. Прослеживаемость — внутрисистемный механизм организации прослеживаемости изделия или партии на всем жизненном цикле, начиная с входного контроля материалов, из которых изготовлено изделие, и до постгарантийного обслуживания.

8. Анализ поставщиков — специализированное решение для проведения анализа поставщиков на основе результатов входного контроля, аудитов, рекламаций и в соответствии с различными системами оценки, установленных действующими нормативными документами.

Процессы разработки

Процессы разработки — группа процессов, связанных с разработкой и постановкой на производство нового изделия, а также последующего поддержания изделия в процессе эксплуатации:

1. Анализ измерительных систем (MSA) — функциональный компонент для организации процесса проведения анализа измерительных систем с использованием математических методов, описанных в стандартах, включая этапы планирования, интерфейса ввода данных и механизма создания отчетов.

2. Планы контроля (CPL) — специализированные решения для формирования планов контроля в соответствии со стандартами и карты потока процесса.

3. Планы испытаний (IP) — специализированные решения для создания структурированных документов, в соответствии с которыми будут проводиться испытания производимых изделий.

4. Анализ рисков — организация процесса проведения анализа рисков по методологии FMEA, включающие все этапы, описанные в справочном руководстве по гармонизированному FMEA.

5. PPAP — функциональный компонент, организующий процесс согласования производства деталей («частей») и подготовку папок документов.

Материальные процессы

Материальные процессы — семейство процессов, относящихся к производству изделий и позволяющих контролировать его на основе различных инженерных методов с применением цифрового метрологического оборудования (включая 3D-контроль) и различного специализированного инструмента.

1. Входной контроль — организация процесса проведения многоэтапного входного контроля изделий, начиная с визуального осмотра и до лабораторных испытаний.

2. Промежуточный контроль — специализированное решение, позволяющее реализовать проведение межоперационного контроля в процессе производства с возможностями самоконтроля и/или лабораторных испытаний с участием или без участия человека. Решение о пригодности партии принимается на основе выборки образцов изделий.

3. Статистический контроль процесса (SPC) — профессиональное решение, реализующее конт­роль производственного процесса в режиме реального времени на основе статистических методов с ручными или автоматизированными средствами измерения, а также при использовании атрибутивных характеристик.

4. Выходной контроль — решение для проведения заключительного этапа контроля до отгрузки изделия или партии.

5. Автоматический анализ процесса (SPC-AI) — специализированное решение на базе нейронных сетей для ранжирования построенных контрольных карт в режиме реального времени.

Рис. 2. АИСМК: модули системы с основными функциями
Рис. 2. АИСМК: модули системы с основными функциями
Рис. 3. АИСМК: настройка бизнес-процесса обработки внешних рекламаций по 8DИнтеграция АИСМК с другими информационными системами
Рис. 3. АИСМК: настройка бизнес-процесса обработки внешних рекламаций по 8DИнтеграция АИСМК с другими информационными системами

Одним из ключевых вопросов при внедрении QMS является ее интеграция с другими информационными системами, в особенности с ERP и MES. Типовыми интеграционными маршрутами являются:
• ERP — справочники изделий, контрагентов, материалов;
• MES — задания на производство, рабочие операции;
• PLM — модели изделий и технологические карты;
• CRM — рейтинги поставщиков, рекламации;
• НСИ — планы контроля, рабочие инструкции.

Особое внимание уделяется подключению измерительного оборудования, начиная с простых систем контроля геометрии (штангенциркулей, микрометров, индикаторов и т. д.), переходя к динамометрическим ключам и отверткам, продолжая 3D-машинами, анализаторами спектра, устройствами разрушающего контроля и заканчивая оптическими системами контроля, работающими на массовом производстве. Средства измерения могут быть интегрированы в процессы контроля и передавать данные без участия человека, тем самым минимизируя ошибочные данные и высвобождая производственные ресурсы.

К базовым функциям АИСМК также относятся:
• возможности полнотекстового поиска информации по всем объектам системы;
• автоматическое создание различных информационных табло и терминалов вывода информации;
• настройки бизнес-процессов на основе спецификации BPMN2[5];
• подключение систем информирования о событиях по электронной почте или в мессенджерах;
• возможность разработки собственных печатных форм;
• возможность использования электронной подписи в соответствии с федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Сроки внедрения АИСМК составляют от 1 до 12 месяцев в зависимости от объема внедрения и требований по цифровизации бизнес-процессов предприятия и их переноса в QMS-систему предприятия.

Мы всегда рады продемонстрировать работу АИСМК, для этого в Москве был открыт шоурум на базе центра технологий машиностроения ГК «Финвал». В нем можно свободно ознакомиться с различными техническими решениями при подключении к измерительному оборудованию, «пройти» по производственному процессу с использованием АИСМК, начиная с организации входного контроля и до поступления обращений по гарантии, узнать об опыте внедрения на металлообрабатывающих предприятиях, а также в ходе практических занятий обучиться методам менеджмента качества на базе программного обеспечения АИСМК.

Постскриптум
В следующих статьях данного цикла мы подробно рассмотрим примеры внедрения АИСМК на различных промышленных предприятиях с демонстрацией результатов его внедрения и полученных синергетических эффектов.

[1] Enterprise Resource Planning (ERP) — планирование ресурсов предприятия — организационная бизнес-стратегия, объединяющая производственные, финансовые и распределительные функции для динамического баланса и оптимизации ресурсов предприятия [1]. ERP-система — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.
[2] Computer-aided Design (CAD) — система автоматизированного проектирования (САПР). Computer-aided Engineering (CAE) — программный пакет для решения различных инженерных задач. Customer Relationship Management (CRM) — система управления взаимоотношениями с клиентами. Manufacturing Execution System (MES) — система управления производственными процессами — программное обеспечение для синхронизации, координации, анализа и оптимизации выпуска.
[3] Computer-aided Quality (CAQ) — компьютерное обеспечение качества. Термин «система менеджмента качества» (Quality Management System, QMS) был предложен в 1991 г. Кеном Краучером [2], работавшим над разработкой и внедрением универсальной модели QMS в IT-индустрии.
[4] Low-code («низкий код») — термин, используемый для описания типа платформ, предназначенных для упрощения процесса разработки приложений, что делает их более доступным для широкого круга пользователей, включая бизнес-аналитиков, экспертов в конкретных предметных областях и других не технических заинтересованных сторон.
[5] Спецификация BPMN, ориентированная как на технических специалистов, так и на бизнес-пользователей, описывает условные обозначения и их представление в XML для отображения бизнес-процессов в виде диаграмм. Кроме того, она определяет, как диаграммы, описывающие бизнес-процесс, могут быть трансформированы в исполняемые модели.
[6] The Gartner Glossary of Information Technology Acronyms and Terms. URL: https://zourpri.files.wordpress.com/2014/01/gartner-glossary-of-ict-acronyms-and-terms.pdf.
[7] Hoyle D. ISO 9000 Quality Systems Handbook. 5th Ed. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2005. 686 p.
[8] Фейгенбаум А.В. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986. 471 с.
[9] Code of Federal Regulations. Title 21. Food and Drugs. Vol. 8. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CFR-2005-title21-vol8/xml/CFR-2005-title21-vol8-part1271.xml.
[10] Амяльев А.A. Аудит продукта по VDA 6.5 // Методы менедж­мента качества. 2014. № 7. С. 38—39.

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/ria_stk
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество