Что, если бы все отходы, произведенные человеком за 200 лет, были использованы для проектирования предметов потребления в этом новом столетии? Этому вопросу посвящена выставка в Cité des Sciences et de l'Industrie в Париже.
⠀
Это далеко не первая выставка, осуждающая общество гиперпотребления конца XX века: Сезар и его сжатия автомобильных кузовов, Арман и его скопления предметов или Энди Уорхол и его логотипы, оторванные от брендов супов или стирального порошка.
⠀
Новая выставка «Драгоценные отходы», открытая до 1 сентября 2024 года, посвящена потреблению через впечатляющую биоразлагаемую одежду, изготовленную из бретонских водорослей, или дизайнерскую мебель, созданную из старых строительных лесов.
⠀
Всего здесь собрано около 200 объектов, созданных из отходов, некоторые из них уже производятся серийно. Присутствуют 75 оригинальных проектов по переработке отходов, придуманных молодыми голландскими, французскими, британскими, польскими, шведскими и мексиканскими дизайнерами. Их собрала куратор выставки Дороти Ватинель.
⠀
Выставка, разделенная на три части, объединяет такие известные имена, как модельер Стелла Маккартни, с передовыми дизайнерскими фирмами. Она иллюстрирует «апогей отходов», возникающий в результате промышленного перепроизводства, и представляет «конец» отходов и новый образ жизни.
⠀
«Разумная» напольная плитка из измельченных ракушек соседствует с кроссовками Adidas из собранных в море рыбацких сетей. Черная «трехпористая» ткань, созданная корпорацией Sony из рисовой шелухи, демонстрирует свою способность поглощать микроскопические загрязнители или очищать воздух.
⠀
«Костюм из морских водорослей, я даже не знал о его существовании», — восклицает 10-летний Артур из Монтрейе, который был одним из первых посетителей выставки. Немного дальше 17-летний Райан, ученик средней школы Превер, выглядит разочарованным перед панелью с большой фотографией смартфона: здесь осуждается «запланированное устаревание» электронного оборудования. Панель привлекла Райана, потому что он думал, что найдет «рецепт увеличения объема памяти» в своем телефоне. При этом подросток признается, что редко сортирует свои отходы. Тем не менее он заинтересован тем, что некоторые компании теперь предлагают модели смартфонов, которые «ремонтируются» самими потребителями.
⠀
Особенно поражает скорость вторжения пластика. После изобретения бакелита в 1907 году бельгийским химиком Лео Бакландом и коробок Tupperware 1950-х годов именно появление в 1965 году одноразового полиэтиленового пакета, изобретенного шведской фирмой Celloplast, определило судьбу одноразового пластика.
⠀
Выставка, фасад которой украшен кипами отсортированных и спрессованных металлических банок, открывается «пластигломератами» — так канадский ученый и художник предложил называть конкреции, в которых камень смешивается с расплавленным пластиком (они иногда встречаются на пляжах). Именно индустриализация создала первые отходы, которые больше не разлагаются.
⠀
В России тоже создано несколько арт-проектов, посвященных проблемам перепотребления и переработки отходов. Нам больше всего запомнилась выставка New Nature от художников «Ресайкл-групп», которая прошла пару лет назад в Москве и Петербурге – кстати, мы ее поддерживали вместе с ППК РЭО. А какой арт-проект вы считаете наиболее впечатляющим?
Источник: https://www.goodplanet.info/2023/12/10/lavenir-est-dans-les-dechets-une-exposition-a-paris/