Стремление людей к объединению в группы, уходит корнями в глубокую древность. В те давние времена, наши предки, не обладая выдающимися физическими показателями, ответили кооперацией на актуальные вопросы пропитания и безопасности. Человечество выбрало коллективизм, центральной магистралью своего развития. К сожалению, праздник единения длился не долго. Прогресс производительных сил повлек за собой рост материальных благ, что в свою очередь стало предпосылкой имущественного расслоения и как следствие деления общества на два крупных класса – тех, кто присвоил себе землю и прочие источники богатства, объявив их своей собственностью, и тех кто остался ни с чем, влача жалкое существование. На протяжении последующих тысячелетий классовой борьбы, «элиты», помимо прямого насилия, использовали идеологическое оружие, принимавшее в разное время различные формы, но по сути, всегда охранявшее интересы имущего класса. Наиболее совершенная форма такого оружия, уничтожившего десятки миллионов, и по сей день дурманит головы людей во всем мире.
Предпосылки национализма возникли на руинах феодальной местечковости, когда абсолютизм искал скрепу, для слабо связанных кусков подконтрольной территории. До этого времени, люди воспринимали отечество, как место, ограниченное деревней, в которой они родились, соотечественниками считались немногочисленные односельчане, а единственной идеологией была религия.
Вместе с абсолютизмом, заинтересованность в интеграционных процессах испытывал и подраставший капитализм. На излете средневековья почти каждое захудалое графство имело границу, взымало таможенные пошлины, чеканило собственную монету и издавало собственные законы, что естественным образом создавало издержки на пути товара. Проблему решили просто и изящно. Оказалось, что людям, столетиями почитавшим потусторонний образ, достаточно показать более осязаемый символ веры, как тот же час толпы новых крестоносцев с воодушевлением пойдут на смерть.
Этим символом стало понятие нации - абстрактной конструкции, сопричастность к которой должен был прочувствовать каждый житель страны, от аристократа и фабриканта, до рабочего и крестьянина. Тут стоит отметить, что в описываемые времена своими считались единоверцы, а этническое происхождение имело вторичное значение. Это позже национальность вытеснит религиозную принадлежность в качестве основы идентичности.
Проникнуться новым символом веры помогало прослушивание церковной проповеди на местном языке вместо латыни, чтение книг объясняющих уникальность местного бытия, созерцание национального флага и.т.п. Ключевую роль в пропаганде идеи нации сыграла история. Надо сказать, в последний раз ей по серьезному занимались древние греки. В средние века, более чем достаточной, считалась история в редакции Моисея. Однако национальные государства уже не удовлетворялись универсальными сюжетами о потопе и героями вроде Карла Великого, теперь требовалось нечто свое, отечественное. Вот тут история пережила второе рождение. Все бросились искать легендарных предков, что застолбили кусок территорий по линии нынешних границ, а то и часть соседской, нынче временно оккупированной.
Идея нации оказалась настолько эффективной, что в кратчайшие сроки стала основополагающей для всех европейских государств. В полноценном виде концепция национального государства впервые проявилась в бывшей английской колонии, отвоевавшей независимость. Несколько позже, она вдохновляла революционную Францию, прощавшуюся с прогнившим феодализмом.
Победивший капитализм стремительно перекраивал глобальный рынок. Буржуазия сконцентрировала в своих руках весь экономический, идеологический и политический ресурс. Государство из монаршей вотчины, по сути превратилось в технический отдел, обеспечивавший силовое и юридическое прикрытие интересов бизнеса.
По большому счету, национальной буржуазии требовалось решить две задачи: Первая - не пускать иностранную продукцию на свой рынок. Вторая - обеспечить преференции для своей продукции на чужом рынке. Не трудно догадаться, что всеобщая грызня стала естественным следствием подобных установок. Торговые войны, демпинг и протекционизм - объявлялись мерами защиты национальных интересов. Новые подходы во внешней и внутренней политике, оформились в идеологию национализма.
Гуманизм эпохи просвещения требовал более изящного подхода в вопросе принуждения широких масс, воле правящего класса. Идеология национализма успешно заменила устаревшую концепцию божественного предначертания в качестве обоснования существующей эксплуатации. Отныне личные интересы элит превратились в общенациональный интерес, работать человек стал не просто за плату, но и на благо нации. Кроме того, даже умирать в бою стало намного приятней осознавая, что жизнь ты отдал за отечество, пусть и на краю земли под чужим солнцем.
Манипуляция общественным сознанием достигла невиданных успехов, нужно отправить народ воевать - кричим патриотизм, нужно погасить социальное напряжение - пожалуйста - объявляем соседа врагом и сплачиваем ряды. Пугало соседа, уже не впечатляет недовольных людей? Не проблема, объявим виноватыми во всех бедах не титульных сограждан - евреев/русских/мексиканцев и пока народ увлечен межэтнической "дружбой" подумаем, что делать дальше.
Вот только иллюзия какой бы красивой она не была, имеет свойство рано или поздно рассеиваться. Внутри общества национальная скрепа расходилась с сильнейшей имущественной дифференциацией. Уровень жизни рабочих был сопоставим с жизнью тягловой скотины, в то время как банкиры и фабриканты рассуждали о практичности золотого унитаза. Противоречия все чаще стали приводить к открытым выступлениям рабочего класса. Остроты ситуации добавили два грамотных немца, вооружившие пролетариат теорией классовой борьбы.
На международной арене, противоречия между братскими националистическими государствами Европы, долгое время гасились порабощением "не цивилизованных" стран. Серьезные проблемы начались с исчерпанием объектов колонизации. Германский капитал, опоздавший к столу, попросил коллег по ремеслу уступить кусочек пирога. Английский и французский капитал, справедливо прикинув, что предложение это такое себе, отправили немцев по известному адресу.
Не собираясь терпеть подобное хамство, Германия развязала кровавую бойню, точно воплощая постулат Т.Д. Даннинга: "Нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради 300% прибыли". Повинуясь союзным обязательствам, взятым в нагрузку к французским кредитам, в войну вступила Россия, не остались в стороне и прочие страждущие поучаствовать в драматическом спектакле, в надежде урвать кусочек от пирога. Впервые в человеческой истории, война охватила весь мир.
Российский капитал, настраивая царя на воинственный лад, решал проблему вывоза хлеба по черноморскому пути и в первую очередь имел виды на турецкие проливы. В результате угробили 2,2 млн. русских, хотя правильней говорить рабоче-крестьянских. С треском развалился национальный палладиум, сотню лет консервировавший политическую систему в стране. Уваровская триада "православие, самодержавие, народность" приказала долго жить. Рабочие и крестьяне, окончательно пробудились от векового сна. Справедливо прикинув, что умирать за крест над Софией и "хлебный поток-2" не так уж и интересно, бунтовщики вначале скинули царя, а чуть погодя и севшее на место царя буржуазное правительство.
В Германии события разворачивались по Российскому сценарию, за тем исключением, что у них не нашлось большевиков и как следствие революцию запороли на этапе №2. Англия, Франция и прочие, довольствовались избавлением от 3,5 млн. токсичных рабочих, лишив разгоревшийся революционный пожар значительного запаса топлива.
Империалистическая война, оставила неизгладимый след в сознании европейцев. Взаимное истребление, всеобщая разруха и ненависть, возбуждали закономерный вопрос - Ради чего погибли миллионы людей? Правда вопрос этот волновал в основном тех, кто больше не увидел ушедших воевать сына, мужа, брата.
«Элиты», в свою очередь, рассматривали ситуацию под несколько иным углом - люди в этой бойне не погибли, они вообще в ней не участвовали. "Достойные" люди наблюдали за происходящим исключительно в газетах, сидя в кожаном кресле и потягивая виски. А "мусор", что кусками мяса валялся на полях Вердена и берегах Соммы, людьми называли чисто формально. Раз уж получилось, что "приличные" люди в ходе войны не пострадали, то и очередная мировая бойня, была лишь вопросом времени. К сожалению, шанс остановить бесконечное безумие, был потерян вместе с поражением мирового революционного движения.
Новую страницу суицидальной хроники человечества, открыл Бенито Муссолини - итальянец давно тосковавший о "римской империи которую мы потеряли". Осознав, что социализм несколько противоречит его глубинным чаяниям, Бенито изменил свою политическую ориентацию, взяв курс строго на право. Вскоре стало очевидным, что национализм как нельзя лучше, обеспечивал идеологический фундамент для имперских амбиций дуче.
Воодушевленный цезарепоклонник, вместе с единомышленниками принялся развивать старую идею, в политическую платформу с четкой программой. Краеугольным камнем новой концепции стало понятие "классовый мир". Дуче, видимо не совсем понимавший теорию классовой борьбы, решил административными мерами избавить капитализм от врожденных противоречий.
"Оригинальная" идея очень приглянулась местным помещикам и предпринимателям, к тому моменту, не слабо струхнувшим от "хамского" поведения трудового люда. Тут нужно отметить, что народная забава - "черный передел", широко применявшаяся русским крестьянством в революционный период, очень быстро завоевала мировую популярность. В Италии российским опытом прониклись до глубины души.
Дабы не возникло подозрения в плагиате, ушлый итальянец назвал свое учение фашизмом, объявив его третьим путем. "Третий путь", в данном случае, означал противопоставление как прогнившему западному капитализму, так и советскому коммунизму. Впрочем, громкое открытие вызывало определенное недоумение у знатоков, не обнаруживших особой разницы между путем №1 и №3.
Смысл фашизма сводился к идее классового мира, корпоративизма и народного единства. То есть предлагалось эксплуатируемым классам, слиться в братских объятиях со своими эксплуататорами. На деле классовый мир, означал отказ рабочих от борьбы за лучшую жизнь. В качестве компенсации, трудовому народу полагалось духовное обогащение чувством национальной гордости. Рабочие и крестьяне обалдев от снизошедшей благодати и дубинок чернорубашечников, были вынуждены вернуть захваченные гектары и фабрики, побожившись больше так не делать.
Центральным элементом политики корпоративизма, стала публикация в 1927 г. "Хартии труда" - ключевого фашистского документа, регулирующего производственно-трудовые отношения в стране. В первую очередь, положения "Хартии" помогли закрыть вопрос с назойливыми рабочими объединениями. Независимые профсоюзы попали под запрет, а все рабочие обязывались вступать в подконтрольные фашистам организации.
Другим важным пунктом "Хартии", являлся коллективный трудовой договор. Спецификой договора было то, что заключался он не в рамках отдельной фабрики, а в масштабе целой отрасли. С одной стороны договора находились работники, к примеру, металлургической промышленности, с другой - собственники предприятия. Бумажный символ единения, содержал один маленький нюанс - Дело в том, что рабочие не имели возможности прямо влиять на условия договора, их интересы представляла фашистская партия, через государственные профсоюзы. С учетом финансирования фашистской партии из карманов капиталистов, не трудно догадаться, чьи интересы отражал подписываемый договор.
По соседству с новым "Цезарем", множил свой политический капитал, не состоявшийся австрийский художник. Собственно предыстория у него классическая: Патриотическое мещанство, чье достоинство было униженно поражением в войне, люто жаждало реванша. Популярной байкой в немецком обществе, была версия "удара в спину" со стороны социал-демократии, а за всеми свалившимися на немцев бедами, мерещились пейсы известных "германофобов". Активный по натуре художник, полностью разделял буржуазно-мещанские настроения соотечественников, а потому стремился внести свою лепту в "поднимание Германии с колен".
В тоже время, далеко не все немцы тосковали, из-за попранной национальной гордости. Большинство рабочих, волновали более насущные вопросы, вроде ужасных условий труда и чем кормить семью. Стереотипно-коричневая Германия, в 1920-е годы, была чуть ли не красней большевистской РСФСР. В силу бурного развития промышленности, немецкий рабочий класс, был многочислен и силен. Собственно "Ноябрьская революция" 1918 г. свалившая "Вилли" (Вильгельм II прим.) который приходился братом, другой жертве революции - "Ники" (Николай II прим.), свершалась восставшими рабочими и солдатами, точно по российскому сценарию.
К сожалению, своего Ленина и большевиков, в Германии на тот момент не нашлось. Зато были свои социал-демократы "меньшевики", которые сформировав временное правительство, задушили социалистический этап революции и расправились с лидерами КПГ - Либкнехтом и Люксембург. Однако Эрнст Тельман, со своими 110-ю тысячами "красных фронтовиков", в плоть до 1933 г. старался держать вопрос революции, в актуальной повестке.
После прихода Гитлера к власти, Эрнст Тельман проведет за решеткой 11 лет. До конца оставаясь коммунистом и антифашистом, он будет расстрелян в 1944 г., по личному приказу фюрера.
Гитлер стремившийся "сделать Германию снова великой", решил позаимствовать приглянувшуюся ему идею фашизма, у своего итальянского коллеги. Будучи личностью творческой, он не мог не обогатить фашизм, собственным креативом. Так например, скучная ерунда про корпоративизм и классовый мир, превратилась в суровый нордический лозунг "Ein Volk, ein Reich, ein Führer" (Один народ, одна империя, один вождь прим).Вроде суть все та же, но в отличие от мутного корпоративизма, пробивает на скупую слезу, любого патриотичного бюргера.
К сожалению, одними лозунгами дело не обошлось. Гитлер еще в окопную бытность, связался с не хорошими людьми. Они то и открыли молодому ефрейтору "истинную" картину мира, включавшую упоминание про мировой сионизм. Впечатлившись полученным знанием, Гитлер увлекся изучением антисемитской и расистской литературы. Под влиянием таких деятелей как Гобино и Чемберлен, фюрер, оказавшись у власти, оформил расизм в качестве этической нормы общественной жизни. Кроме того, была сформулирована теория "расового превосходства", согласно которой люди разделялись на "высшую и низшие расы". Не сложно догадаться, что "высшей расой" объявили германцев, в "низшие" записали, само собой разумеется, всех остальных.
Правда среди "низших рас" существовала своя градация, от почти людей до "нелюдей-инопланетян". В нижней строчке рейтинга, оказались евреи и цыгане. Чуть выше, находились славяне. Над славянами стояли прочие не германские народы Европы. Цветные расы, болтались где-то между славянами и цыганами. Правда, не обошлось без капельки оппортунизма. Свежеиспеченного союзника по антикоминтерновскому пакту - братский народ Японии, пришлось объявить почетными арийцами. Честно говоря, ранжирование наций в рейтинге, сильно зависело от конкретных обстоятельств. В различные периоды "нормальными" объявляли - китайцев, иранцев, индусов, кавказцев и пр.
Обособленную, но не менее важную роль, отвели политическим убеждениям человека. Так, обвинением в коммунизме, можно было скинуть на самое дно рейтинга, даже представителя "высшей расы". Советским славянам, в этом плане особенно не повезло - врожденную "расовую неполноценность" дополнительно "отягчала" их приверженность коммунизму.
Передовая разработка германо-итальянской политической мысли, пришлась по душе капиталистам, жившим к западу от Рейна. Западные демократии, с энтузиазмом принялись откармливать дикого зверя, кидая ему кость, каждый раз, как он заходился антибольшевистским лаем. По мере угрожающего роста немецкой военно-промышленной мощи, Англия и Франция пытались направить аппетит чудовища на восток. С благодарностью приняв в дар Австрию и Судеты, фюрер напал на восточных шляхтичей, беспечно положившихся на свою Французскую "крышу". Франция, скрестив за спиной пальцы, объявила Германии войну, не забыв при этом доброжелательно подмигнуть. На следующий день, к сомнительному спектаклю присоединилась Англия, одним глазом подмигивая фюреру, вторым косясь в сторону СССР.
Почему спектакль? Потому-что реально воевать, никто не собирался. В течении 8-ми месяцев, французские и немецкие солдаты играли в футбол, собирали цветочки и травили анекдоты. Правда чуть позже, Гитлер сделал вид, что не понял намеков и вместо крестового похода против большевизма, захватил Францию за шесть недель. Возмущенные аморальностью фюрера, английские и французские недобитки, бежали на туманный Альбион. Много позже, бегство увековечили в фильме "Дюнкерк", где это бегство гордо окрестили - героическим.
Через некоторое время, австрийский художник похоже и впрямь уверовал, в собственную байку про сверхчеловека. Иначе сложно объяснить, сомнительную идею нападения на СССР, при наличии сопротивляющейся Англии и перспективы включения в игру "цитадели демократии". К счастью в этот раз, страшная сказка имела хорошую концовку. Советский Союз разгромил орды тевтонских варваров, а австрийский художник, завершил карьеру, лично окрасив красным, стены своего бункера. Первое в мире социалистическое государство, спасло мир от надвигавшегося мрака "нового средневековья".
Национализм доведенный капиталом до безумной формы, своим примером подтвердил пророческие слова - «Выбор, стоящий перед человечеством – социализм или варварство!», сказанные Розой Люксембург еще в 1916 г. Радикализация национализма, вскрыла ужасающий потенциал этой идеологии. Нацисты пробудили в человеке зло, дремлющее в потаенных глубинах сознания, освободили его от норм нравственности и морали.
Кровавый счет открыл Муссолини. Фургоны битком набитые вооруженными отрядами фашистов, планомерно уничтожали социализм, повсеместно распространившийся в итальянской сельской местности. Фашисты действовали по отработанной схеме - Бригады чернорубашечников приезжали в очередное село, зверски избивали или убивали советскую администрацию, пытали левых активистов. После проведенных мероприятий, бандиты отправлялись в следующее поселение. Так, с помощью насилия и террора, фашисты уничтожили вначале красное село, а затем добрались до профсоюзов и городских рабочих.
С приходом нацистов к власти, Германия еще недавно стоявшая на пороге социалистической революции, внезапно превратилась в оплот мракобесия и шовинизма. Краеугольным камнем морали, объявили идею превосходства одних людей, над другими. Элитаризм достиг своего апогея. Внешнее единение, скрывало гнилую суть еще большего угнетения простых людей, имущими классами. Все ущербные, с точки зрения нацистов, народы отправлялись в небытие. За "низшими расами", не признавались общечеловеческие права на жизнь и свободу.
Печальный итог потрясал масштабом жертв: Нацисты целенаправленно казнили шесть миллионов евреев и только успех Красной Армии, предотвратил полное истребление этого народа. Немецкие каратели, спалили сотни советских городов и деревень, уничтожили пятнадцать миллионов мирных жителей. Всего гитлеровцы планировали ликвидировать, тридцать миллионов граждан СССР, расчистив тем самым территорию, для немецких колонистов. Оставшееся славянское население, планировали загнать за Урал, где их ждало постепенное вымирание.
Воины Красной армии оставили множество посланий на стенах Рейхстага, их и сегодня можно увидеть оказавшись в Берлине. Поумневшие немцы, сохраняют солдатское творчество, в назидание новым поколениям. Надписи на русском языке, в центре столицы Германии, напоминают немецкому народу, чем может закончиться идея собственно превосходства.
В одном из солдатских посланий написано - "В день победы над фашизмом, шлем боевой привет, всем воинам доблестной Красной Армии." Авторы этого текста, не могли и представить, что пройдет немного времени и исчезнет страна которую они защищали. На руинах СССР возникнет государство, поднявшее над кремлем флаг, под которым нацистские приспешники и предатели, шагали кровавой поступью по Советской земле. Не могли победители, тогда в мае 1945 г. предположить, что по улицам Москвы, вскидывая руку в фашистском приветствии пройдет "Русский марш". Безумной, показалась бы им мысль о будущем, где Россия выберет "здоровый консерватизм" и "третий путь" своей столбовой дорогой. Но все же, хочется верить, что потомки победителей фашизма, остановят тех кто толкает страну в пропасть, на дне которой уже сейчас можно увидеть чужие послания, оставленные на кремлевской стене.