США вмешивается в любые процессы по поставкам углеводородов. На очереди блокировка газопровода Пакистан - Иран. С первого взгляда можно подумать, что усилия Госдепа США направлены на Иран. На самом деле ситуация совершенно иная. Задача США не допустить притока дешёвых энергоресурсов, в Пакистан, элиты которого находятся под контролем Британской короны. Дешёвая энергия для Пакистана это инструмент развития страны. И, выражаясь вульгарно,"лишний рот" в мировом распределении энергоресурсов. Дешёвая энергия даст рост экономики страны у которой 241 с лишним миллион человек населения. Т.е. количество населения почти равно населению США. При этом это молодое мусульманское население. Даёте Пакистану дешёвую энергию и реформу образования и страна сможет на равных конкурировать с Индией и быть важным звеном в британском проекте юго - евразийской геополитической платформы.
С трубопроводом ситуация следующая.
Этот трубопровод должен был быть завершен 10 лет назад, в 2014 году, и он обеспечил бы Ирану экспорт газа в Пакистан на сумму 20 миллиардов долларов в год. Взамен Пакистан получил бы дешевый газ из Ирана, что толкнуло бы вверх его экономику и рост благосостояния населения. После угроз США Пакистан вышел из соглашения в 2014 году, но недавно строительство трубопровода возобновилось. Открытие было запланировано на сентябрь 2024 года.
И вот помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии выразил несогласие своей страны с дальнейшим продвижением проекта газопровода между Ираном и Пакистаном, утверждая, что Вашингтон находится в контакте с Исламабадом по этому вопросу. Заявление беспрецедентное по своему цинизму и уровню вмешательства во внутренние дела другого государства. Очевидно, что поставки газа в Пакистан никак не связаны с какими либо военными контактами между двумя странами. Это прямые ограничения на экономическое развитие Пакистана. В целом это и реверанс в сторону Индии, главного геополитического союзника США в регионе. К тому же Индия занимает жёсткую анти - британскую позицию.
Для России этот проект имеет довольно важное значение для России. Дело в том, что в 2023 году, Иран и Россия договорились о своповых поставках газа с Ираном. Речь идёт о том, что Иран поставляет газ, по контрактам России со странами южной Азии, а Россия поставляет Ирану газ в северные районы страны, где у самого Ирана нет газопроводов.
В самой Индии есть силы, которые выступают за транзит газа через Пакистан поскольку газовый рынок в Индии растёт быстрее чем китайский и само развитие Индии в скором времени может опередить Китай. По сути Иран отсечён от ликвидных рынков поставок природного газа, поскольку турецкий рынок для Ирана не значителен. Ирану, для развития, как воздух нужен рынок Пакистана и Индии. Если говорить об СПГ поставках, то в самом Иране мощностей по переработке газа в сжиженное состояние не достаточно. Точно также и Россия только выходит на те объемы СПГ, которые хоть как-то могли бы сыграть роль на энергетическом рынке Пакистана и Индии. Но тут есть ньюанс. СПГ не является целевым товаром, это биржевой товар и танкер с СПГ идёт в то место, где дают большую цену.