Вот и открыли мы театральный сезон 2024 года! Поздновато, в конце марта, но что поделаешь - на ранние спектакли не было билетов ни в один театр города!
И пошли мы снова в ЦКЗ на гастрольную постановку. О Волгоградской филармонии подробно я уже рассказывала, поэтому перейду сразу к просмотренному спектаклю.
Я с детства люблю эту историю. Просмотрена до дыр кассета с легендарным фильмом В. Меньшова! Спасибо папе за привитый вкус к советскому кинематографу))). Каждая фраза, жест и интонации героев помнятся наизусть.
И на спектакль мы шли в радостном предвкушении встречи со старыми знакомыми. То, что герои будут представлены новыми актерами, только подогревало настроение, ведь новое прочтение образа всегда интересно!
Итак, "Любовь..." обещали нам показать известные актеры - Анатолий Журавлев, Наталья Громушкина, Ольга Прокофьева, Раиса Рязанова, Михаил Жигалов.
Поначалу я всячески старалась сдерживаться и не сравнивать спектакль с фильмом. Но не удалось... Видимо, впечатления из детства прочно укоренились в моем внутреннем зрительском мире.
Понятно, что внешние типажи разительно отличаются от классического киновоплощения этой истории. Подчеркну, что сравниваю я именно фильм Меньшова 1984 г. и просмотренный спектакль 2024 г.. На иных постановках я не была, к сожалению. Поэтому делиться буду исключительно эмоциями, полученными от постановки режиссера Василия Мищенко.
Приношу извинения за плохое качество личных фото - техника непрофессиональная, да и место посадки было далековато от сцены.
Начну с Василия. В спектакле его представил Анатолий Журавлев.
Я привыкла видеть его на экране в телесериалах о бандитах или военных, и манера игры Журавлева всегда казалась мне немного однообразной.
К сожалению, и в "Любви..." А. Журавлев продемонстрировал знакомого мне по телевидению простого парня без изюминки. Да, этот образ и предполагает простоту и даже некоторую недалекость. Но в Василии Журавлева я увидела именно Анатолия Журавлева, а не добродушного Васю, попадающего в комичные ситуации. Но я не посчитала это недостатком, всегда спокойно отношусь к "одинаковости" актеров, если они обаятельны и их однообразие в игре вызывает приятные эмоции.
Здесь же Журавлев смазал картину... Его Василий, в отличие от Василия А. Михайлова, показан этаким деревенским недалеким вредным мужичком. Ни обаятельной простоты, ни трогательной недалекости не обнаружилось... Журавлев злился, вредничал, кричал... Даже в знаменитой сцене рассказа о деревенском дурачке, убитом шабашниками, не было эмоций, провоцирующих на слезы. Какой-то скомканный разговор полупьяного сельского мужика...
Да простит меня Анатолий Журавлев, при всей моей симпатии к нему в других ролях, эта его работа мне совсем не показалась интересной. Напротив, образ воплотил в себе все негативные стереотипы о деревенском жителе....
А что же главная героиня - Надюха? Её роль исполнила Наталья Громушкина.
Внешний типаж очень даже неплохо совпал с ожиданием. Кстати, в других постановках Громушкину дублируют О. Железняк, М. Голубкина. Интересно было бы сравнить и их игру.
Наталья справилась неплохо, живо, но ее Надюха лишена какой-то искренности. Просто такая же сердитая деревенская тетка, которую хлебом не корми, а дай поругаться с мужем. Вспомните Нину Дорошину - здесь и строгость, и придирки, и улыбки, и мгновенная искренняя смена настроения от вспыльчивости до доброты. У Громушкиной этого разнообразия не было. Хотя сыграла неплохо, её прочтение образа понравилось мне гораздо больше версии Василия-Журавлева.
Вот кто однозначно порадовал, так это пара Санюшка-Митюнюшка. Их блистательно воплотили Михаил Жигалов и Раиса Рязанова.
М. Жигалов показал деда Митю крепким веселым дедком, очень любящим выпить и похулиганить. Его манера поведения и характер совершенно не похожи на Митяя Сергея Юрского, но это и порадовало. Это другой дед Митя, но ничуть не хуже привычного образа, "классического", так скажем.
То же самое могу отметить и в игре Раисы Рязановой - другая баба Шура, менее искрометная, более похожая на бабушку. Возможно, сказывается возраст актрисы, в спектакле совпадающий с возрастом воплощаемой героини. Если помните, в фильме Н. Теняковой пришлось играть свою "бабушку" в сорок лет. Баба Шура Рязановой также отличается от Шуры-Теняковой, но это не портит роль, а дает именно другое его прочтение, не ухудшая образ.
Перейдем к Мадам-Фаталь - Раисе Захаровне!
Играет её блистательная Ольга Прокофьева. Люблю эту актрису и не считаю заложницей образа всем известной Жанны Аркадьевны.
Внешнее попадание в образ - на пятерку:
Жаль, что в спектакле ей уделили мало времени, линия "разлучницы" показана сокращенно. Но и этого хватило, чтобы сложилось впечатление от новой Раисы.
И снова я в недоумении - то ли это режиссерское видение образа, то ли действительно Ольге не хватило места и времени для раскрытия, но она играла здесь... Гурченко. Повторяла ужимки, интонации, привнося, конечно, свои элементы, но в целом образ показался каким-то старательно скопированным.
Но смотреть на Раису Захаровну в версии Прокофьевой было гораздо интереснее, нежели на Васю_Журавлева...
Не прошлась я по образам детей Кузякиных. А тут вообще всё грустно. Актеры никак себя не проявили. Ничем не запомнились. Блеклая безэмоциональная игра... Ждала надрыва в сцене откровений с матерью, когда та обвиняет Людку в "поджатии хвоста". Не тронуло. Покричали, продекламировали текст и разошлись по углам...
Даже внешне глаз не цеплялся за персонажей. Людка - какой-то подросток в брюках. Лёнька - вяловатый низкорослый мальчишка. Ну вспомните статных Янину Лисовскую и Игоря Ляха у Меньшова...
С "папкиной любимицей" Олей еще печальнее - возрастная актриса старательно косолапит ножки, писклявит и пытается продемонстрировать детские ужимки фигурой зрелой тётеньки...
Вообще, мне показалось, что вся история была представлена как-то нарочито, наигранно. Из комедии сделали клоунаду. Слишком утрированные "смешные" моменты, навязчивые шутки, как будто показывают указкой - вот тут надо смеяться... Много шуток на тему "любви физиологической"... Без данных тонкостей настоящей любви не бывает, бесспорно))), но вспомните, как деликатно и в то же время чувственно представлены эти моменты в кино? Спектакль же скатился в этакую "юмористическую пошлость"...
Так что же, я могу поделиться только негативными впечатлениями от спектакля?
Конечно, нет. В целом, если вычесть мои личные придирки, постановка неплохая, но на любителя. Повторить посещение этого спектакля мне не хочется, но наблюдать за игрой актеров, сравнивать варианты прочтения знакомых персонажей, да и просто наблюдать работу артистов вживую, а не привычную, на экране, - это уже само по себе удовольствие и приятное времяпрепровождение...
Возникло желание пересмотреть нетленную классику В. Меньшова)))...